USD
1
Доллар США
58,694 -0,205
EUR
1
Евро
69,095 -0,335
CNY
10
Китайских юаней
88,719 -0,413
JPY
100
Японских иен
52,068 -0,456
Дата: 19.12.2017
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Наука

Новые дата-центры в ДФО

 

1010-16-1

     2017 год принес оживление на рынок строительства центров обработки данных: эксперты отмечают заметный рост интереса к реализации таких проектов. Дальний Восток не исключение и вошел в число регионов, которые специалисты называют перспективными для размещения дата-центров крупных федеральных и зарубежных компаний. Ситуацию прокомментировал руководитель отдела продаж департамента развития сервисов в регионах компании Softline Александр Теленчук:

- Действительно, в регионе вырос интерес к строительству ЦОДов: в 2017 году на Дальнем Востоке инициировано примерно на 20% больше подобных проектов, в сравнении с 2016. На мой взгляд, одним из факторов, позволивших активно развивать строительство дата-центров, стало создание нескольких территорий опережающего развития на Дальнем Востоке (с 2015 по 2017 год здесь создано несколько таких территорий: «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье, «Южное» и «Горный воздух» в Сахалинской области, а также «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда»). Производственные мощности внутри ТОРов продолжают расти, в частности, туда планируют перенести свои предприятия частные и государственные компании из Китая. Как следствие, внутри этих зон необходимо появление новых дата-центров, которые будут агрегировать в себе все необходимые сервисы для успешной работы IT инфраструктуры.

В остальном, крупный бизнеса Дальнего Востока, испытывает большую потребность не в строительстве новых ЦОДов, а в модернизации ранее созданной инфраструктуры, что вызвано либо необходимостью «разморозить» свои активы и реализовать ранее запланированные, либо новые проекты, либо устареванием имеющихся мощностей.

Те компании, которые пошли по пути строительства новых ЦОДов все чаще смотрят в сторону модульных сооружений. «Модули» дают возможность постепенно наращивать мощности в зависимости от текущих бизнес-потребностей. В новых условиях, когда бизнесу необходимо быстро идти вперед, компании зачастую оказываются не готовы тратить большие деньги на возведение капитального ЦОДа «навырост». Проще вкладываться в создание дата-центра постепенно, добавляя новые модули по мере развития бизнеса.

Все чаще на рынке строительства ЦОДов появляются проекты, основанные на конвергентных и гиперконвергентных системах. Универсальные «строительные блоки» позволяют создавать высокопроизводительную, управляемую и масштабируемую ИТ-инфраструктуру, способную поддерживать различные рабочие нагрузки. Если смотреть глубже, на компоненты ЦОД, то тенденция в сетевой и телекоммуникационной инфраструктуре - это обеспечение обмена данными в традиционной и облачной структуре, что при таком подходе, позволяет со временем создавать распределенные сети центров обработки данных, это полезно компаниям с большой распределительной организационной структурой.

Softline — ведущий международный поставщик услуг и решений в сфере информационных технологий. Компания основана в 1993 году. Softline реализует комплексные ИТ-решения, облачные сервисы, программное и аппаратное обеспечение, ИТ-консалтинг и сопутствующие услуги в 30 странах мира. Компании группы занимают лидирующие позиции на рынках Восточной Европы, Латинской Америки и Азии. Клиентами Softline являются более 60 тысяч частных и государственных организаций по всему миру. Среднегодовой темп роста продаж Softline за последние 10 лет составляет более 30%. Более подробную информацию о компании Softline можно получить на сайтах: www.softlinegroup.com и www.softline.ru.

Пределы роста

 

0811-17-1

Перечитал недавно статью Глазьева "Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века". Конечно, все написано правильно и убедительно, график который показывает возникновение и развитие предыдущих технологических укладов очень красив. Хотя своей красотой, вызывает некоторые сомнения. Скорее всего, ради красоты, даты возникновения и зрелости укладов, чуть-чуть смещены. Но не суть важно…А важно то, что в статье, развитие мира, или, точнее, западной цивилизации рассматривается линейно на отрезке от восемнадцатого века до конца двадцать первого. С этим подходом я несогласен и поэтому у меня возникают сомнения о принципиальной возможности перехода человечества на шестой технологический уклад. Хочу этими сомнениями поделиться и буду рад если мне убедительно докажут, что я излишне пессимистичен.

Первый фактор, который стоит рассмотреть – это достижение пределов роста западной цивилизации.

Сначала напомню некоторые тезисы, которые я рассматривал и обосновывал в политэкономии паразитизма (Конец оф Хистори!!! Политэкономия паразитизма. (часть1/7) [теоретические вопросы]).

В замкнутой системе общество нуждается в высокой цене на ресурсы, для обеспечения возможности развития системы. Это обеспечивает производительные классы и группы системы, стимулами к увеличению добычи ресурсов и стимулирует систему в целом к экономии ресурсов. Обеспечивает высокий уровень жизни производительных классов и групп, а также тех групп, которые получают свои доходы, прямо или через цепочку посредников от производительных классов.

В любой системе паразитарные классы и группы нуждаются в низкой цене на ресурсы, для обеспечения минимальным количеством ресурсов максимально широких слоев паразитарного населения и/или максимальным количеством ресурсов узких слоев населения (финансовой олигархии).

Цели явно прямо противоположны и в замкнутой системе не могут быть достигнуты одновременно. Зато это становится реализуемым в открытой системе с возможностью получения извне дармовых энергопотоков. Варианты могут быть разные, от прямого ограбления колоний (Испания в Новом Свете, Англия в Индии), неэквивалентного обмена ресурсов на промышленные изделия и/или информационную продукцию (Опиум на чай и фарфор, бусы на золото, ойфоны на нефть) и до мошеннического обмена ресурсов на фиатные деньги и долговые расписки («Бери все, я себе еще нарисую», «Мамой клянусь, потом отдам»).

Для существования западной цивилизации критически важно постоянное превышение потребления над производством, с покрытием дефицита за счет экстенсивного увеличения внешнего неэквивалентного поступления ресурсов.

На всем периоде развития западной цивилизации, капиталистического развития, данный фактор являлся крайне важным и, возможно, самым важным в обеспечении как высоких темпов развития западной цивилизации, так и завышенного уровня жизни населения. Ну и это обеспечивало западной цивилизации возможность иметь высокий процент паразитарных групп населения и/или высокий уровень жизни паразитарных групп.

При этом на капиталистическом этапе развития (примерно до шестидесятых-семидесятых годов прошлого века) можно выделить следующие факторы:

  1. 1.В связи с относительно слабым развитием морских грузоперевозок, связи между метрополией (западной цивилизацией) и колониями оставались «тонкими» и фрагментарными. Не происходило объединение метрополий и колоний в единую систему;
  2. 2.Разрушение одной или нескольких колоний либо разрыв связей, был болезненным, но не смертельным для западной цивилизации, и мог быть компенсирован взятием под контроль новых территорий;
  3. 3.Соотношение потребностей западной цивилизации и ресурсов «неосвоенных» территорий мира, позволяло развиваться экстенсивно и увеличивать поступление внешнего энергопотока, за счет освоения новых ресурсов в колониях и/или присоединения новых колоний.
  4. 4.Промышленные, научные, финансовые центры в основном сохранялись на территории метрополии.


Во второй половине прошлого века научно-технический прогресс (переход на четвертый и пятый технологические уклады) привел к существенным изменениям во взаимодействии между метрополиями и колониями.

  1. 1.Развитие крупнотоннажного флота и магистральных трубопроводов позволило эффективно перевозить руду, уголь, нефть, газ и сжиженный газ, обогащенные концентраты и другие ресурсы на огромные расстояния;
  2. 2.Внедрение стандартных морских контейнеров позволило развиться распределенному производству, при котором комплектующие готового изделия, могут поступать из десятков стран и удаленному производству, при котором готовую продукцию перевозят на десятки разных рынков;
  3. 3.Отрыв резервных валют от золота, развитие финансовых и банковских рынков и технологий, создало единую глобальную валютно-финансовую систему, основанную на гегемонии нефтедоллара.

Таким образом, между отдельными странами мира начали возникать скрепляющие кооперационные, технологические, валютные связи и следовательно политические связи.

Благодаря этому в семидесятые годы начал формироваться глобализированный западный мир. В конце восьмидесятых западная цивилизация столкнулась в первый раз с кризисом «предела роста». Весь «западный» мир был освоен и включен в существующую систему мира. Его ресурсов стало не хватать на прокорм постоянно растущего стада западных паразитов. Не исключено, что западная цивилизация свалилась бы в очередной революционный передел соотношения количества населения и количества ресурсов. Но к счастью для них, кризис удалось преодолеть расширением границ «западного мира». После рейдерского захвата и разрушения Советского Союза, Америка и Европа получила возможность в течение двадцати лет беспрепятственно включать в нефтедолларовую систему новые страны, территории, ресурсы, и получили возможность выйти из кризиса, добились новой волны развития промышленности, в очередной раз увеличили уровень жизни населения, и… в очередной раз увеличили процент паразитического населения.

Так как получение дармового энергопотока разрушающе действует на собственную промышленность системы, то одновременно с резким увеличением объемов поступающих дармовых энергопотоков, начался и продолжился в двухтысячных годах процесс бегства промышленности из Америки и Европы. Промышленность массово эмигрировала в Китай, другие страны ЮВА и Мексику.

В результате к концу двухтысячных годов закончилось фактическое объединение крупнейших экономик мира в единую глобальную систему. Степень кооперационный, технологической, ресурсной и финансовой зависимости уже позволяет говорить именно о единой замкнутой системе.

Западный мир в очередной раз достиг пределов роста, и на этот раз он достиг истинных пределов роста, ограниченных размерами нашей планеты.

На земле не осталось значительных стран или территорий, которые можно добавить к существующему западному миру, и тем самым добавить новый внешний источник ресурсов, на земле не осталось и запаса существующих ресурсов, позволяющих резко увеличить их поступление. Если не рассматривать добрых инопланетян с планеты Набиру, то приходится констатировать, что западная цивилизация как раковая опухоль разрослась на всю планету, и для нее больше не существует внешних источников ресурсов. Отныне и до скончания веков западной цивилизации придется забыть о возможности получать дармовые ресурсы извне системы, и ориентироваться только на возможность добывать ресурсы внутри системы.

И вот тут возникает вопрос…. Западная цивилизация пятьсот лет работала в условиях обязательного покрытия дефицита за счет наличия внешних источников дармовой энергии, которые можно было проедать. Сейчас запад начал проедать внутренние запасы, Америка и Европа проедают свои пенсионные накопления (и накопления суверенных фондов вложенные в их государственные «ценные» бумаги), нефтедобывающие страны (и, следовательно, весь мир) проедают ранее сделанные инвестиции в разведку и добычу нефти и газа, идет снижение уровня жизни периферийных стран.

Сможет ли западная цивилизация пережить (и выжить) прекращение поступления внешних дармовых энергопотоков и перестроиться на необходимость увеличения добычи внутренних ресурсов, сокращения неэффективного потребления, снижение уровня жизни «золотого миллиарда» и экономию ресурсов?

Очевидно, что без решения данного вопроса, говорить о возможности перехода к шестому технологическому укладу не приходится.

И в связи с этим мы переходим ко второму фактору - управляющему контуру системы.

Для того чтобы мир мог изменить принципы своего существования и быть нацеленным на увеличение эффективности добычи и потребления энергии и ресурсов, необходимо, чтобы управляющий контур предпринял бы к этому какие-то шаги.

Я намеренно не использую термин "мировое правительство" так как считаю, что управление происходит через совокупность отдельных нескоординированных действий многочисленных элитных, политических, лоббистских и прочих властных группировок.

Такое воздействие может быть сделано в разной форме:

  • прямого государственного управления;

  • государственного стимулирования;

  • рыночных механизмов;

  • информационного влияния;

  • другие.

Но главным будут вопросы: «Кто оказывает это воздействие?» и «Что является приоритетным для властного большинства?».

Давайте рассмотрим пример распределения крупной суммы из государственного бюджета. В системе внезапно возникли дополнительные два миллиардов тугриков и нужно их потратить.

Вариант 1.

У власти находится консервативная промышленная партия, и она защищает интересы крупного национального бизнеса.

Они знают что стране нужна дополнительная дешевая энергия и принимают решение выделить один миллиард на строительство атомной станции и один миллиард на прокладку новой железной дороги к богатому месторождению угля.

Это решение они принимают потому что без этого вскоре не смогут увеличивать выпуск продукции и следовательно увеличивать свои прибыли. Их мотивы - личные, мелкие, частные. Но случайным образом они совпадают с потребностями общества в целом.

Вариант 2.

У власти находится Пиратская Партия Свободной Любви.(в Европе сейчас подобные партии занимают значительное число мест в парламентах). Они выступают за все хорошее, против всего плохого.

Эти политики решают, что один миллиард надо отдать на дотации фермерам, выращивающим марихуану, а второй миллиард раздать поровну всему населению, чтобы у людей была возможность купить продукцию этих фермеров. То есть они за счастье для всех людей.

Их мотивы - светлые, бескорыстные, общечеловеческие и гуманные. Одновременно они антисоциальны и вредны для человеческого общества, так как ведут только к деградации.

Вариант 3.

У власти какая-то демократическая партия, борющаяся за интересы банкиров и прочих финансовых аферистов.

Они принимают решение выделить один миллиард на дотации процентов по ипотеке, и миллиард на дотации процентов по автокредитам.

Вроде тоже очень гуманно и социального. Но по факту приведет к росту прибылей финансистов, неоправданному расходу ресурсов, росту цен и ухудшению жизни людей. То есть это опять вредительство и антисистемная деятельность.

Не подумайте, что я имею в виду, что промышленники - белые, пушистые и спасут мир. Нет, речь только о том, что объективно существуют группы, чьи интересы хотя бы временно совпадают с интересом общества в целом. И существует группы, чьи интересы всегда прямо противоположны интересам общества, хотя и могут временно улучшать жизнь паразитарных групп. Я рассматривал часть этих вопросов в статье О власти, чужой власти, народовластии и всеобщем избирательном праве.

Так вот, за пятьдесят лет целенаправленного паразитарного развития в Америке практически не осталось "здорового" населения. Почти все американцы в той или иной степени заинтересованных в сохранение текущей ситуации паразитирования, со всеми сопутствующими атрибутами: хроническим торговым дефицитом, долларом в качестве необеспеченной резервной валюты, низкими ценами на топливо, высокими расходами на соц. обеспечение и подобное. Базис американской государственности на 70-80% паразитарный и следовательно, власть, надстройка не может быть иной.

Я считаю, что совокупность изменений в экономических, производственных, общественных и политических отношениях позволяет говорить о том, что общественно-политическая формация Запада, или, возможно, пока только Америки и Великобритании, уже не имеет отношения к капитализму, и должна называться паразитизмом.

Когда, некоторые авторы предполагают, что завтра в Америке вдруг появится "фашистское" правительство, которое начнет уничтожать хронически безработных негров и заставлять радужных креаклов работать, я всегда хочу узнать откуда они возьмутся. Рептилоиды их внедрят? Или пришлют другие добрые инопланетяне?

В Италии и Германии - фашистские партии это были прежде всего партии промышленников и рабочих, они представляли интересы огромного количества населения и значительной части бизнеса. Где в Америке те массовые слои населения и бизнеса, которые возьмутся за шоковую чистку Америки и мира от паразитов. Причем ведь это должно быть подавляющее большинство населения, иначе это закончится чисткой самих "фашистов". У сторонников "очищения" от паразитарных групп были бы определенные шансы, если финансовая и экономическая власть принадлежала бы "производителями", но в этих сферах, так же сегодня господствует финансовый паразитарный капитал.

Следовательно, власть Америки будут за разом предпринимать действия, направленные на обеспечение интересов американских паразитических элит и американского паразитического населения, что вполне логично, в ущерб интересам развития мира. Америка, выступая как управляющий контур мира, будет создавать условия, затрудняющие переход на шестой технологический уклад, и движение в этом направление будет возможно только вопреки управляющему действию элитных паразитарных групп Запада.

Поэтому возникает второй вопрос - «Откуда возьмется «мировое правительство», которое начнет действовать в ущерб краткосрочным интересам «золотого миллиарда» ?».

Очевидно, что «ноготь американского политика, заботящегося об интересах мира», это такой же редкий ингредиент колдовских снадобий, как «кровь киноактрисы девственницы», «слюна честного чиновника» и «волос правдивого адвоката».

Рассматривая в совокупности первый и второй фактор мы переходим к третьему фактору - «энергетической ловушке» в которую попала Америка и вся западная цивилизации.

Я рассматривал этот вопрос в статьях Каменный уголь - будущий спасатель [ли] Америки. и Сланцевая нефтянка тлеющий бикфордов шнур под Америкой..

Как я уже писал выше, после исчезновения внешних источников дополнительных, дармовых ресурсов, Запад приступил к проеданию накопленных ресурсов. Одним из таких ресурсов являются инвестиции в основные средства традиционной энергетики. В конце двадцатого века в Америке, Франции и некоторых других странах были сделаны огромные инвестиции в атомные, гидро и угольные электростанции. Тогда, на закате эпохи капитализма, у власти досиживали последние годы представители «производительных» сил.

В статье Романа Смирнова Пиндостан - 50% генерации старше 30 лет., приведена статистика по возрасту американских электростанций. Если отбросить «зеленую ересь», не имеющую отношения к генерации электроэнергии, видно, что 60-65% станций старше тридцати лет. Само по себе это не страшно, но это показывает, что в течение следующих 10-20 лет, Америке потребуются новые колоссальные вложения на ремонт, продление сроков эксплуатации и строительство новых станций. Речь может идти о триллионах долларов новых инвестиций. Причем это должны быть не напечатанные триллионы, а подкрепленные ресурсами.

И вот тут Америка сталкивается с проблемой — строительство любых электростанций в Америке сегодня невыгодно.

Обеспечивая паразитарное население дешевой энергией и топливом, Америка с помощью сланцевой аферы уронила цену на нефть и газ. Некоторые говорят, что обваливая цены в 2014 г., Обама пытался навредить России, но это верно только отчасти, как второстепенная незначительная цель. Основная цель была выигрыш выборов 2016 г. Снижение цены на топливо увеличивает поступление в страну дармового энергоптока, создает эффект богатства и роста ВВП Америки.

Нужно сказать, что своей цели он добился, на момент выборов избиратели оценивали «экономическую политику» демократов довольно положительно, ну а то, что Клинтон не согласовала свою кандидатуру с Путиным, это уже совсем другая история. ;)

В экономическом пространстве, искаженном сланцевой аферой, стали невыгодны все станции, кроме газовых. Но в регионах с большей долей альтернативной энергетики, и газовые станции стали убыточными.

В этих условиях какую-то бумажную прибыль пока могут получать «старые станции», которые уже списали амортизацию своих основных средств. Но низкие цены, снижают и их возможности по ремонту и модернизацию станций.

С точки зрения развития общества, долгосрочной стратегии существования, Америка нуждается в высокой цене на нефть и в целом на энергоресурсы. Америка нуждается в создании условий, при которых вложения в традиционную энергетику снова стали бы рациональными и прибыльными.

Но с точки зрения интересов существования паразитарного населения, а это подавляющая часть населения Америки, Америка нуждается в дешевой нефти и энергии. Более того, слово "нуждается" здесь использованно не совсем точно, Америка не сможет существовать при высокой (адекватной) цене на энергию, так как это вызовет кризис потребления, падение ВВП, падение уровня жизни населения и может легко привести к срыву в гиперинфляцию.

Именно это я называю - энергетической ловушкой из которой есть только два выхода и «оба хуже».

В целом, благодаря Америке, и весь мир находится в такой же ловушке. Для того чтобы вновь пошли инвестиции в нефте и газодобычу, нужно долгосрочное повышение цен на нефть до уровня 70-80 долларов (и более). Но это сразу столкнется с «проблемой платежеспособного спроса». Западные паразиты не способны существовать при такой цене, поэтому, без всякого сомнения, будет продолжена политика проедания ранее вложенных инвестиций, и политика обнищания и уничтожения лишнего населения. С точки зрения «золотого миллиарда» - лишним является все население, живущее в местах добычи нефтересурсов, и не задействованное непосредственно в процессе добычи.

Очевидно, что такая политика, направленная не на балансировку потребления и возможностей добычи ресурсов, а на проедание инвестиций и накоплений, разрушение производительных регионов мира, может продолжаться долго, но не бесконечно долго.

Рано или поздно, мир столкнется с жесточайшим физическим дефицитом энергоресурсов, скорее всего, это произойдет в тот момент когда в одном крупном или одновременно в нескольких более мелких регионах начнутся войны, гражданские войны и/или бессмысленный и беспощадные бунт. В ходе подобных событий будет уничтожена инфраструктура добычи, что вызовет резкое падение предложения нефти. Такое форс-мажорное падение добычи в некоторых регионах, наложится на хроническое (плавное) общее падение добычи, связанное с хроническим недофинансированием отрасли.

Вполне очевидно, что «Боливар не вынесет двоих», имея в виду «золотой миллиард» и «население БРИКС». Столь же очевидно, что кому-то из двоих придется резко снижать уровень жизни(потребления) и/или количество населения.

Резкое снижение уровня жизни «золотого миллиарда», маловероятно, так как «управляющий контур мира» будет перекладывать проблемы на «население БРИКС». Зато резкое снижение уровня жизни населения Америки, когда/если это произойдет, на мой взгляд, вызовет неконтролируемое циклическое саморазрушение этой страны. (но это уже совсем другая история). 

Давайте подведем итоги:

Переход к шестому технологическому укладу в «производительной части мира», то есть странах БРИКС и некоторых других, невозможен, так как в предстоящие годы и десятилетия, будет проводиться [вынужденная] целенаправленная политика на снижение уровня жизни, потребления и производства в этих странах.

Переход к шестому технологическому укладу в странах «золотого миллиарда» невозможен, так как «производительный сектор» этих стран будет подвергаться дальнейшей деградации и уничтожению.

Снижение уровня потребления «золотого миллиарда» возможно путем [само]уничтожения этого миллиарда, и это единственный оптимистичный сценарий дальнейшего существования планеты.

Не хочется в очередной раз говорить «Карфаген должен быть разрушен», но, действительно, без относительно безболезненного самовыпиливания Америки с политической карты мира, мечтать о переходе к шестому технологическому укладу не приходится. Поэтому прежде чем мечтать о нанотехнологиях в 2040 г., давайте помечтаем о прилете добрых инопланетян, которые застеклят (без выпадения радиоактивных осадков по миру) равнины северной Америки.

На сегодня более-менее обоснованно мы можем рассуждать о предстоящем переходе планеты к первому-второму технологическому укладу. Это произойдет после еще двух-трех десятилетий правления Америки, с последующей войной племен против племен за остатки ресурсов.

(Стоит учесть, что, как было отмечено Мапрегором, последующий рост человечества будет невозможен или крайне затруднен в связи с тем, что человечество исчерпало легкодоступные ресурсы углеводородов в первой попытке.)

Либо, менее обоснованно, о переходе к третьему-четвертому укладу (сверхоптимистично можно мечтать о сохранение пятого), если гиперинфляция и разрушение Америки, случится раньше, чем будет разрушена экономика и государственность остальных стран.

Если в ходе первого или второго сценария, Америка произведет пуски ракет с атомными боеголовками, то возможен жесткий постапокалипсис, с каменным веком на радиоактивных пустынях.

Хочется верить, что в руководстве России и Китая есть люди, которые ведут мир к ситуации, при которой самовыпиливание Америки (без сопутствующей третьей мировой войны) станет возможным в ближайшее время.

Станислав Безгин (https://bezgin.su/) ноябрь 2017 г. Хабаровск.

На рис.  Структура нового (VI) технологического уклада

В ДФО-время российское

 

2811-16-2

В нынешнем году к единому текущему российскому времени (координированной шкале времени России) добавят еще одну секунду, появление которой связано с неравномерностью вращения Земли. В новогодние праздники эта прибавка дополнительной секунды, которая «набежала» за несколько лет в результате неравномерного вращения Земли, для простых граждан пройдет незамеченной. Когда по радио под бой курантов объявят: «начало шестого сигнала означает ноль часов», никто не станет сверять свои хронометры на руках, часы на стенах и в гаджетах.

 

И лишь в Государственной службе времени и частоты России, к которой относится и вторичный эталон в Хабаровске, в одном из зданий на четвертом этаже центральной улицы в так называемой «чистой» комнате, в которой поддерживается постоянная температура, влажность, на табло эталонного комплекс замелькают и сменятся красные цифры. Современная высокоточная шкала времени основывается на атомном времени, в основе которого лежит квантовый генератор – стандарт частоты и времени водородный марки Ч1-75А. Произведен этот прибор, как и предыдущие серии, в Нижнем Новгороде. Данный стандарт является одним из лучших в мире в своем классе. Размер его - с малогабаритный холодильник. Для обеспечения высокой стабильности и надежности применяется четыре таких генератора. К 2020 году групповой хранитель времени увеличится до восьми генераторов. Погрешность воспроизведения частоты и времени составляет 5·10-14 или в годовом исчислении 1-2 миллионные доли секунды. Разница с первыми стандартами, привезенными в Хабаровск и аттестованными в 1982 году, составляет целый порядок: тогда точность составляла 5·10-13.

 

«Единое координированное время - это обязательный ресурс серьезного государства, - говорит ветеран предприятия, ведущий инженер Геннадий Дмитриевич Апрышкин, - первый комплекс запустили в 1975 году, а первую гражданскую «секунду» в специальном приборе привезли в Хабаровск из Москвы в 1980 году. Первую аттестацию прошли в 1982 году. Затем приборы обновлялись в 1985 и 1990 годах. Точность шкалы времени составляла тогда 5 микросекунд.

 

«С начала 90-х годов прошлого века финансирование предприятия резко сократилось, надо было думать о добывании хлеба насущного, а тут мы со своим точным временем лезли к начальству,- вспоминает Геннадий Дмитриевич,- Однако нам удалось сохранить оборудование, коллектив, обеспечить преемственность измерений. Я очень благодарен Владимиру Путину и Сергею Шойгу, которые оценили важность сохранения в России службы единого времени и частоты как основного технического элемента современной системы ГЛОНАСС и обеспечили необходимое финансирование, создание на предприятиях новейших приборов. И время (извините за тавтологию) показало правильность сохранения магистрального направления по сохранению и развитию службы единого времени и частоты».

 

Без точного времени и частоты невозможна работа в масштабе государства различных систем транспорта, связи, обороны, и других. На Дальнем Востоке задачей службы времени и частоты является обеспечение точным временем и частотой надводного, подводного, наземного транспорта и систем космической навигации. Корабли и самолеты должны иметь точное время выхода из начального пункта навигации. Система навигации автотранспорта на основе ГЛОНАСС - также должна получать и постоянно корректировать время и частоту. В каждой баллистической ракете, крылатой ракете и корректируемых боеприпасах тоже необходимо иметь точное время – от этого зависит точность попадания.

 

В Хабаровске в Дальневосточном филиале ФГУП «ВНИИФТРИ» наряду с другими регионами установлено оборудование для контроля точного времени космической группировки ГЛОНАСС, которая в свою очередь обеспечивает сигналами точного времени важнейшие элементы космической техники, в том числе и системы точного времени космодрома «Восточный». Ведь, для ракет, летящих с первой космической скоростью, точное время жизненно необходимо. Первый старт «Ангары» в 2016 году обеспечил точным временем Центр в Москве, но уже скоро необходимое оборудование установят в «Циолковском».

 

«Работа по обеспечению космической навигации – один из основных сегментов деятельности филиала», - говорит, сидя за главным пультом контроля инженер Евгения Офицерова, - вот сейчас над нами в Хабаровском небе пролетает 5 спутников ГЛОНАСС из 24, 10 спутников системы GPS, 1 спутник европейской системы «Галилео», и 1 китайский спутник системы навигации «Бэйдо́у». Со всеми этими спутниками мы в реальном времени ведем работу, и ежедневно пакет измерительных данных о состоянии космической группировки системы ГЛОНАСС отправляем в Москву, в Центр».

 

Данными о точном времени, которые находятся в открытом доступе, дальневосточный эталон времени и частоты обменивается и с зарубежными лабораториями Германии, Японии, США, и другими. В целом российская информационно-измерительная система ГЛОНАСС состоит из множества различных комплексов разнесенных практически по всему миру. На сегодня точность ГЛОНАСС составляет около 1,5 метров, что сравнимо с американской системой GPS. При выполнении Федеральная целевая программы ГЛОНАСС к 2020 году точность должна повысится до 0,6 метра, а в дальнейшем планируется и 10-15 см.

А ведь несколько лет назад некоторыми деятелями высказывались мнения, что нашей стране ГЛОНАСС не нужен, достаточно и американской GPS. И как бы летели нынче крылатые ракеты «Калибр» без ГЛОНАСС за тысячи километров, поражая позиции исламских боевиков ИГИЛ (организация, запрещенная в России) с точностью до метра?

В числе потребителей Хабаровской службы времени - крупные серверы интернет-ресурсов и обыкновенные бытовые компьютеры. На сегодня количество интернет-потребителей точного времени превысило уровнь 2,2 миллионов. К их числу как ни странно относятся и потребители западной Европы. Для точнейшего запуска программ и обеспечения технологических процессов им необходимо знать точное время. И каждый гаджет у каждого дальневосточника использует точное время, которое поддерживается «Вторичным эталоном времени и частоты ВЭТ 1-7». «Покупают» точное время и энергетики, и банкиры, и железнодорожники.

Весь перечень услуг, связанных с выполнением кадастровых работ по определению местоположения объектов недвижимости - от дачных участков и «Дальневосточного гектара» до зданий и сооружений, так или иначе, основывается на применении результатов непрерывных измерений, выполняемых на вторичном эталона времени частоте. Все начинается с определения координат специальной антенны, располагаемой на крыше лаборатории с помощью спутниковой навигации. Интегральная точность позиционирования фазового центра антенны составляет единицы миллиметров, что позволяет даже отслеживать в течение года перемещение материковых плит. Положение данной антенны зарегистрировано в международной службе геодинамики. Сравнение в реальном масштабе времени результатов работы вторичного эталона и геодезического оборудования, применяемого в полевых условиях, позволяет в радиусе 30 - 60 км определять координаты объектов недвижимости в пределах 1-3 см.

Стабильность работы вторичного эталона времени и частоты определяется не только техникой, но и современным программным обеспечением (ПО). Разработанное ПО по праву считается одним из лучших в России - это заслуга нашего молодого коллектива программистов, компьютерщиков. Многие из них являются выпускниками ТОГУ, причем у половины – «красные» дипломы.

Наряду с современной системой ГЛОНАСС до сих пор эксплуатируется наземная навигационная система на основе импульсно-фазовой радионавигации. На сегодня данная система имеет более худшие характеристики, но ее поддерка необходима для резервирования космической навигационной системы. Коллектив вторичного эталона обеспечивает не только контроль данной системы, но и учувствует в разработке специальных приемников.

Кроме работ, связанных с непрерывным функционированием эталона, а работа эталона выполняется круглосуточно, молодые сотрудники принимают активное участие в опытно-конструкторских работах. Например, ведутся работы по созданию измерителя интервалов времени пикосекундного диапазона. Внедрение подобной аппаратуры не только создаст условия для повышения точностных характеристик в области измерения времени, но и обеспечит независимость от высокоинтеллектуальных импортных приборов.

Геннадий Ведерников

Для справки.

Началом работ по распространению времени в России считается 1863г., когда точное время, установленное Пулковской астрономической обсерваторией, основанное на точных астрономических определениях, начали передавать по проводам в Главную Петербургскую телеграфную контору, по часам которой проверялось время во всех телеграфных учреждениях России.

Первые передачи по радио сигналов точного времени в России состоялись в 1914г. в ходе работ по определению разности долгот Пулково – Париж.

Государственная служба времени нашей страны начала создаваться в декабре 1920г., когда Пулковская обсерватория организовала первые передачи сигналов точного времени (один сеанс в сутки) через Петроградскую радиостанцию «Новая Голландия», с которой она была связана прямыми телеграфными линиями. Эти передачи продолжались до закрытия радиостанции в 1923г. В 1923г. вступила в строй Детскосельская радиостанция с позывными РЕТ. Она до 23 июня 1941 г. регулярно передавала сигналы времени, ритмические сигналы и секундные сигналы звёздных часов.

С 1925г. Комитет службы времени при Главной Российской обсерватории в Пулково начал регулярно издавать бюллетени времени, в которых публиковались суточные значения времени в средние моменты передач ритмических сигналов советских и иностранных радиостанций, вычисленные на основании астрономических определений Службы времени в ГАО в Пулково и Службы времени ВНИИМ.

Важнейший новый этап в развитии Государственной службы времени начался в 1947г., когда Постановлением Совета Министров СССР была утверждена Межведомственная комиссия единой службы времени при комитете по делам мер и измерительных приборов при СМ СССР. При ней в качестве её рабочего органа было организовано Центральное бюро единой службы времени (ЦНИБ). На Государственную службу времени возлагались задачи обеспечения страны не только сигналами точного времени, но и сигналами образцовых частот.

Деятельность Межведомственной комиссии и ЦНИБ способствовала развитию и централизации Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), расширению сети передающих станций, широкому внедрению радиоэлектронной аппаратуры. Именно с этого времени начинается интенсивное развитие нашей Государственной службы времени.

В 1955г. на базе ЦНИБ был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). С этого времени один из отделов ВНИИФТРИ (бывший ЦНИБ) был преобразован в Метрологический центр ГСВЧ (ГМЦ ГСВЧ), который с тех пор возглавляет современную Государственную службу времени и частоты.

В 2011 году на базе ГМЦ ГСВЧ было образовано и сформировано в отдельное Научно-исследовательское отделение разработки и эксплуатации средств метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем. Целью проведенной реорганизации явилось формирование подразделения, ответственного за метрологическое обеспечение всех видов координатно-временных и навигационных систем, а не только за метрологическое обеспечение ГНСС.

 Геннадий Ведерников.

 

 

 

 

 

 

 

Ротенберг построит мост на Сахалин?

 

2310-17-5

 

Компания «Стройгазмонтаж», которая принадлежит Аркадию Ротенбергу, получит контракт на строительство моста на Сахалин. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на  свои источники. Стоимость контракта предварительно оценивается в 286 млрд руб.

По информации собеседников агентства, решение о заключении сделки уже принято, однако официально объявить о подписании контракта власти смогут в 2018 году. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя агентству информацию о строительстве моста, заявил, что окончательное решение пока не принято. В пресс-службе «Стройгазмонтажа» сообщили, что пока рано комментировать участие компании в этом проекте.

Министр транспорта Максим Соколов в кулуарах Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи заявил «Прайму», что подрядчик строительства еще не определен, поскольку не составлена проектная документация. Она же, по словам господина Соколова, будет готова только «когда средства на это появятся в федеральном бюджете».

В июне президент России Владимир Путин в ходе «прямой линии» заявил, что планы строительства моста на Сахалин реанимируются. Президент тогда сказал, что его стоимость будет порядка 286 млрд руб. В июле вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Александр Мишарин в кулуарах форума «Иннопром» сообщил, что стоимость строительства транспортного перехода с материка на Сахалин, протяженностью 540 км, предварительно оценивается в 400 млрд руб.

Редакция  обратились с просьбой    прокомментировать это сообщение   к заведующему кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика», доктору технических наук, профессору  Дальневосточного государственного университета путей сообщения А.С.Балалаеву.

- Многие изобретения человеческого разума, результаты его внедрения в практику сначала воспринимались как, в общем, полезные, приятные - но пустячки. С железными дорогами произошло то же самое. Сначала это была новая дорога от Петербурга до Царского села, по которой ездило высшее общество. Однако уже в начале 20 века обнаружилось, что по Транссибу за 10 тысяч верст можно в считанные недели перебрасывать из Европы до Порт-Артура целые дивизии, горы оружия, боеприпасов, снаряжения. Тогда-то проявилась- к сожалению, как это бывает- сначала в военном деле- роль и возможность железных дорог в геополитике.

Россия в силу своего уникального срединного положения в геоэкономическом треугольнике Европа-Азия-Америка и при наличии сложившейся транспортной инфраструктуры имеет большой потенциал в обеспечении интеграционных процессов, происходящих в этих регионах, в развитии экономических связей между Европой, Америкой и странами Азиатского-Тихоокеанского региона.

В соответствии с перспективной схемой развития железнодорожной транспортной инфраструктуры в Росси на первую половину 21-о века планируется наличие трех широтных линий: Транссиб, БАМ с выходом через Сахалин на Японию и Северная магистраль с выходом на Берингов

Идея соединить железной дорогой о. Сахалин с материком впервые рассматривалась в конце 1930-х гг. Тогда же был предложен вариант строительства тоннеля под Татарским проливом протяженностью 8 км (от мыса Лазарева до мыса Погиби). Начались предпроектные и подготовительные работы, но они были прерваны Великой Отечественной войной.

Возобновились эти работы в 1947 г. Вскоре было утверждено технико-экономическое обоснование проектирования, а в мае 1950 г. Совет Министров СССР принял решение о сооружении линии от Комсомольска-на-Амуре до Победино (на Сахалине) с тоннелем-переходом, обеспечивающим надежный выход по железной дороге к незамерзающим сахалинским портам.

Строительство началось летом 1951 г., за два года было уложено 120 км рельсового пути, выполнен большой объем подготовительных работ на тоннеле (проведены изыскания, начаты портальные выемки, заложен шахтный ствол на материке, началось строительство электростанции). Однако в апреле 1953 г. были прерваны работы по проектированию «Заполярного Транссиба» (железной дороги от Лабытнанги до Якутска и Магадана), а в мае прекращено возведение сахалинского тоннеля.

Только через двадцать лет (в 1973 г.) вступила в строй паромная переправа Ванино–Холмск через Татарский пролив. Вместе с тем на сегодняшний день она не в полной мере удовлетворяет современным требованиям: из десяти паромов работает только четыре, а сама переправа в силу суровых природно-климатических условий не может обеспечить непрерывность перевозок. Теплый период в этом районе не превышает 5 месяцев, а частые циклоны и сильные ветры, поднимающие волну до 4 метров, затрудняют работу судов. В результате, несмотря на круглогодичность перевозок, паромы реально работают всего полгода, что для надежной связи материка с Сахалином явно недостаточно.

В настоящее время в связи с разработкой шельфа Сахалина идея строительства железнодорожного перехода на остров вновь стала актуальной. Кроме того продолжение этого транспортного коридора с Сахалина до о. Хоккайдо позволит создать железнодорожную магистраль, которая будет успешно конкурировать с морским путем доставки транзитных грузов из АТР в Европу.

Гораздо быстрее и дешевле соединить железные дороги Японии с Транссибирской магистралью через о. Сахалин, предварительно проложив подводные тоннели между проливами Цугару, Лаперуза и Невельского. Только спустя 30 лет появились предпосылки для реализации этой идеи. В конце 1980-х гг. был сооружен тоннель Сейкан (длиной 53,9 км), проложенный на глубине 140 м. Через десять лет были соединены острова японского архипелага Хонсю (на котором расположен Токио) и Хоккайдо.

Для соединения Японии с Евроазиатским материком технически необходимо реализовать три этапа. Во-первых, построить тоннель между островами Хоккайдо и Сахалин (через пролив Лаперуза) длиной примерно 50 км (самая глубокая точка здесь 71 м, что сопоставимо с уже действующим в Японии тоннелем Сейкан). Во-вторых, построить железнодорожный переход через пролив Невельского между Сахалином и материком. В-третьих, реконструировать железную дорогу на Сахалине.

 

-Как сейчас развивается эта идея?

-В 2001-2003г.г. под эгидой Совета по развитию производительных сил Минэкономразвития и Российской академии наук выполнено технико–экономическое обоснование проекта по строительству железнодорожного перехода на о. Сахалин. В этой работе участвовало 14 научно–исследовательских и проектно-изыскательских организаций. Проект получился комплексный: он включает в себя строительство железной дороги Селихин – Ныш протяженностью 582 км, мостовой переход с материка на Сахалин, а также перешивку узкой железнодорожной колеи на острове на общероссийский стандарт 1520 мм. При этом специалисты предложили три варианта перехода через пролив Невельского: проложить тоннель протяженностью 12,4 км, построить 16–метровую насыпную дамбу с судопропускным каналом или возвести мост длиной 7,6 км.

В 2013 году ОАО «Институт экономики и развития транспорта» выполнил по заданию Министерства транспорта РФ работу «Разработка научно обоснованных предложений в области повышения конкурентоспособности международного транспортного коридора «Транссиб» в направлении Европа – Россия – Япония с оценкой возможного использования территории острова Сахалин и инженерно-технической возможности создания транспортных переходов через пролив Невельского и пролив Лаперуза». Из всего многообразия рассмотренных вариантов перехода через пролив Невельского были отобраны два конкурентоспособных: вариант тоннеля щитовой проходки по створу «Средний» и вариант моста на уклоне двукратной тяги по створу «Средний».

По результатам анализа технических возможностей и экономической целесообразности создания транспортного перехода через пролив Невельского были получены следующие показатели:

- общая протяженность новой железнодорожной линии между материком и о. Сахалин по варианту перехода через пролив Невельского по створу «Средний» с мостовым переходом составляет 585,3 км, с тоннельным переходом 581,7 км;

- стоимость строительства железнодорожной линии Селихин – Ныш мостовым переходом может составить 386,6 млрд. руб., с тоннельным переходом 387,05 млрд руб. (в ценах 2013 г. с НДС);

- срок строительства железнодорожной линии можно принять оптимальным для варианта с мостовым переходом – 7,5 лет.

В качестве способа перехода с материка на о. Сахалин был предложен мост.

 

-Каковы преимущества транзитного коридора Япония-Россия-Евросоюз?

-Преимущества для России- увеличивается доход от международного транзита, дополнительный приток может составить от 500 до 900 млн. долларов в год (250-450 тыс. ДФЭ по 2 тыс. долларов за транзит через Россию каждого).

Несмотря на исключительную важность японоевропейского транзита не менее важной, чем транзит, проблемой для России, разрешаемой при строительстве сухопутного транспортного коридора "Япония-Россия-Европа", является освоение перспективных месторождений на востоке страны.

Осуществляется прямое и надежное сообщение с материком, что толчок развитию экономики Сахалина, так как высокие транспортные издержки делают любую произведенную продукцию неконкурентоспособной. Кроме того, включение Сахалинской железной дороги в единую сеть дорог позволит сделать остров частью единого экономического пространства страны;

Постоянная железнодорожная связь острова с материком не только кардинально повлияет на развитие инфраструктуры Дальневосточного Федерального округа, Нижнего Приамурья и Сахалина, но и позволит активно развивать существующие морские порты Поронайск, Холмск, Невельск, Корсаков. Разгружаются морские порты материка от перевалки грузов, идущих на Сахалин, Камчатку и в Магадан, что позволяет более эффективно использовать их для обработки экспортно-импортных грузов. Кроме того доставка грузов из сахалинских портов в Америку осуществляется, как минимум, на трое суток быстрее, через из портов российского Приморья.

У России имеется также радикальный вариант исключить транзитную составляющую по “дорогим” железным и автомобильным дорогам Европы за счет включения в этот транспортный коридор железнодорожной паромной переправы Санкт-Петербург - Калининград – Мукран (ФРГ). Тем самым формируется новый мультимодальный транспортный коридор, обеспечивающий только российское участие в доведении японского товаропотока в ЕС.

-

 

Каковы возможности нового транспортного коридора Япония-Россия-Евросоюз?

-Начиная с 2013 года, на восточном полигоне Байкало-Амурской магистрали фиксируется, и планируется в дальнейшем - резкое увеличение перевозок за счет разработки новых месторождений угля и руды в Республике Саха (Якутия) и в других субъектах Российской Федерации. По сравнению с 2013 годом, в 2030 году объем перевозок увеличится в 4,3 раза. Прогнозируется поэтапное наращивание объемов перевозок грузов по Восточному полигону БАМа и к 2030 году на участке Комсомольск – на – Амуре – Ванино объемы перевозок по минимальному варианту должны составить 70,2 млн. тонн

На сегодняшний день с учетом мероприятий по развитию БАМа и Транссиба железная дорога может справиться с перспективными объемами перевозок за счет повышения пропускной способности, повышения провозной способности, использование резерва твердых ниток графика движения.

При строительстве железнодорожной линии Селихино – Ныш грузопоток для Сахалина и Японии, как в четном, так и в нечетном направлении пойдет по новому транспортному коридору. По реалистическому прогнозу (450 тыс. ДФЭ в год) это составит 9 пар поездов с контейнерами в сутки. Таким образом, появляется возможность переключить на линию Селихино – Ныш не менее 20-25 млн. тонн в год для Сахалина и Японии, облегчив тем самым продвижение по «тяжелому» Высокогорненскому участку в направлении Ванинско-Совгаванского транспортного узла.

 -

Геннадий Ведерников.

Фото автора.

 

IT-форум открылся в Приморье

 

2310-17-3

Форум информационных технологий «Русский MeetUp» открыл сегодня, 23 октября, еще одну «точку кипения» в России. Коворкинг-центр на острове Русский в Приморье станет опорой для развития дальневосточных проектов, отметил заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДФО Владимир Солодов.

Новая площадка для IT-сообщества объединила не только разработчиков, но и инвесторов, и студентов Дальневосточного федерального университета. По словам организаторов, «Русский MeetUp» - это уникальная возможность не только обменяться опытом, но и представить свои проекты, заключить сделки с азиатскими партнерами.

«С 23 по 25 октября участников ждет насыщенная программа: 12 треков, более 60 секций, блоки по ИТ, маркетингу и бизнесу. В течение трех дней в рамках Русского MeetUp пройдут лекции, семинары и мастер-классы по VR, AR и GameDev, Progressive Web Applications, кибербезопасности, машинному обучению от Nvidia, краудфандингу; соревнования по киберспорту и гик-тематике, конференция разработчиков VLDC, хакатон по фиджитал, Kaspersky CyberDay и многое другое. Спикерами форума выступают приглашенные эксперты федерального и международного уровня», - сообщили организаторы.

На повестке дня такие темы, как цифровая экономика, автоматизация бизнеса и роботехника, новые технологии для освоения территорий, виртуальная реальность и блокчейн, Дальний Восток как точка выхода инноваций на рынки АТР и, конечно, кадровое обеспечение отрасли.

В рамках форума также открылась выставка высоких технологий, где представлены новейшие разработки и ИТ-продукты российских компаний, такие как проект летающего автомобиля, турбореактивный двигатель, портативный летательный аппарат и другие.

Это новое мероприятие в истории ИТ-форумов дальневосточного региона дало старт работе еще одной региональной «точке кипения» - формату работы Агентства стратегических инициатив, предусматривающему свободное общение лидеров проектов, консультации экспертов и бесплатное участие в образовательных программах. Как отметил в приветствии к участникам форума заместитель полпреда Президента РФ в ДФО Владимир Солодов, на Дальнем Востоке развитие информационных технологий особенно важно.

Открытие «точки кипения» здесь, в ДВФУ, - долгожданное и очень значимое событие для дальневосточного региона. Благодаря созданию этой точки на карте Дальнего Востока будут реализованы те принципы, без которых невозможно развитие территории. Это концентрация, кооперация и глобальность. Необходимо объединять ресурсы, усилия, кадровый потенциал, включать в этот процесс кипения другие дальневосточные регионы, ориентироваться на лучшие мировые практики и транслировать их опыт.

Владимир Солодов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДФО

Он подчеркнул, что «точка кипения» в ДВФУ станет точкой опоры для развития дальневосточных проектов.

Отметим, организаторами мероприятия выступают информационное агентство PrimaMedia, ДВФУ, дальневосточное представительство фонда «Сколково» и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка неоднократно заявлял, что развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке является одним из главных приоритетов деятельности Минвостокразвития по стимулированию роста экономики дальневосточных регионов. По словам генерального директора АРЧК ДВ Валентина Тимакова, Дальний Восток сегодня предоставляет колоссальные возможности для профессионального роста.

«Новые проекты в рамках ТОР и Свободного портал Владивосток открывают широкие возможности для самореализации как для дальневосточников, так и для специалистов из других регионов страны. До 2020 года в дальневосточном регионе будет создано 80 тысяч новых рабочих мест. Мы хотели бы, чтобы студенты и молодежь взглянули на этот регион, как на хороший трамплин для их карьеры, и, безусловно, поддерживаем все молодежные инициативы», - подчеркнул глава АРЧК ДВ.

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика