Тында простилась с Марком Шульцем
Известие о смерти Марка Шульца всколыхнуло многих Тындинцы, уехав из города даже 15-20 лет назад, по-прежнему считали жизнерадостного Шульца своим, близким сердцу человеком.Накануне на заседании городской думы был принят бюджет на 2013 год, в который удалось заложить много статей расходов: покупку маршрутного автобуса, оплату проезда бюджетникам к месту проведения отпуска, солидные средства на ремонт дорог.
Последние годы сразу столько расходов бюджет города позволить себе не мог. Поэтому Марк Шульц был доволен успешной работой финансистов и депутатов, поддержавших бюджет Тынды. Впереди были запланированы мэрские елки для школьников, отличившихся в учебе, спорте, искусстве. Марк Борисович был бодр и по-прежнему много шутил, рассказывал анекдоты.Медики констатировали смерть из-за остановки сердца.
Шульц был избран мэром Тынды в 1992 году. До этого Марк Борисович более 20 лет руководил ДРСУ-1, которое обслуживало федеральную трассу «Лена». А на Крайний Север в Якутию молодой специалист, выпускник Московского автомобильно-дорожного института приехал в 28 лет в далеком 1953 году. В 1965 году в Томмоте с Марком Шульцем познакомился его коллега Александр Репин. Александр Александрович и Марк Борисович дружили до последнего дня. Накануне они созванивались по телефону и делились последними новостями.
— С первых дней совместной работы я сразу заметил в характере Марка Борисовича лидерские черты. Ему подходили только первые роли. Помогал каждому мастеру, объяснял, советовал. И очень не любил, когда не сдавали объект в срок: «Сказал сделаешь — делай!» Марк Борисович был очень хозяйственным человеком. Несмотря на все трудности, его дела шли всегда в гору. Потому что он был честным. Ни гвоздя, ни доску – никогда не брал лишнего…
Научил многих бамовских руководителей быть дисциплинированными, — вспоминает друг Александр Репин. — Благосостояние и чистота города — прежде всего об этом заботился Марк Борисович. Чтобы съездить куда-то на курорт или на ту же рыбалку — никогда… «Мне работать надо…» — вот его слова. За день до его смерти мы разговаривали по телефону. Он сказал, что взял какие-то бумаги с мэрии, надо почитать. Полностью отдавал себя работе, так и умер, можно сказать, на работе…Марк Шульц возглавлял Тынду почти 17 лет. И даже проиграв выборы в 2004 году, не стал уходить в тень, а, наоборот, занял активную позицию депутата городской думы.
В это время он в различных инстанциях добивался разрешения на строительство горнолыжного комплекса.— Самые тяжелые годы — это 90-е. Началась перестройка, прекратилось финансирование БАМа, строительство жилья, объектов соцкультбыта, в Тынде стали закрываться мощнейшие предприятия. Люди уезжали из города тысячами, за несколько лет мы потеряли практически половину населения столицы БАМа. Нам важно было дать людям хоть какую-то надежду и остановить отток населения, — рассказывал Марк Шульц в 2008 году.
— Я всегда говорил, что для развития важно что-то строить, пускай потихоньку, но строить. Так в середине 90-х годов, в годы полного безденежья, нам удалось построить современное здание аэропорта, потом взялись всем миром за физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, затем за крытый хоккейный корт, музей истории БАМа. Открыли драматический театр. Поэтому я с гордостью говорю, что по количеству социальных объектов на душу населения Тынде нет равных в области.
Марк Борисович всегда был на стороне людей и не отделял власть от рядовых тындинцев. На прием к мэру можно было прийти в любое время. Летом 2010 года мэру Тынды удалось рассказать о проблемах столицы БАМа президенту Дмитрию Медведеву. А уже через 2 месяца состоялся телемост с председателем Правительства России Владимиром Путиным, который распорядился выделить 6,5 миллиарда рублей на строительство нового жилья в Тынде.
В свои 77 лет Марк Шульц был полон энергии. «У меня планов громадье», — любил повторять мэр. Он не делал акцент на чем-то одном. Сегодня нужно открыть молодежный центр, а завтра поработать над ледовым дворцом с искусственным льдом. Тындинцам нужна современная поликлиника, а вот на этом перекрестке не помешал бы светофор. Удивительно, но все свои обещания градоначальник выполнял.