USD
1
Доллар США
66,331 -0,113
EUR
1
Евро
75,584 -0,049
CNY
10
Китайских юаней
97,973 -0,120
JPY
100
Японских иен
60,607 -0,483
Дата: 19.01.2019
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Наука

ДВЖД: дорога от прошлого к будущему

 

1901-19-1

Уникальная книга раскрыла тайны прокладки железных дорог Востока России в 19 и 20 веках, и определила вектор движения в 21 веке.

Книг об истории строительства железных дорог на Дальнем Востоке России издано немало, однако в большинстве своем - это или художественно-публицистические, или узкоспециализированные – по подвижному составу, экономике перевозок и пр. Тем интереснее первая в истории монография «Дальневосточная железная дорога в период ее становления (1891-1917 гг.)» - она издана при поддержке Дальневосточной железной дороги.

Ее автор, кандидат исторических наук, доцент Дальневосточного государственного университета путей сообщения Алексей Лисицын на основе уникальных исторических документов раскрыл все аспекты принятия решения правительством Российской империи об изысканиях и строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали в целом, и Дальневосточной железной дороги в частности. Книга большого формата, объемом 250 страниц, иллюстрированная уникальными фото (свыше 400), раскрыла многие ранее неизвестные аспекты стратегического продвижения империи на Восток, и героический труд при прокладке трассы в тайге русских инженеров, изыскателей, промышленных рабочих, строителей. Источниковая база монографии составляет неопубликованные архивные документы, опубликованные источники, книги, пресса, мемуарная литература.

Еще в середине 19 века именно из-за отсутствия железнодорожного сообщения во многом была проиграна Крымская война: невозможно было по суше доставить войска и снабжение для сражений в Крыму. После этого именно из-за геополитических (а не экономических) соображений правительством было решено прокладывать Транссибирскую магистраль на Восток: иначе, по мнению царских чиновников, Дальний Восток России было не удержать. Ведь тогда на море владычествовала Англия, которая своим флотом легко блокировала бы доставку грузов и войск пароходами из Одессы. Как считал немецкий военный историк Г. фон Мольтке (старший): «Железные дороги лучше защищают страну, чем крепости».

Главный штаб России в 1892 году сообщал: «главнее всего рельсовый путь от Великого океана до Европы нужен для обороны края вооруженной рукой, так как без этого пути отстоять край от иноземного нашествия не только затруднительно, но даже едва ли возможно».

Транссиб начал строиться 19 мая 1891 года под Владивостоком, когда наследник престола Цесаревич Николай уложил первую тачку в земляное полотно новой дороги. Автор подробно и точно, со ссылками на документы, описывает тяжелейший труд изыскателей и строителей Южно-Уссурийской, Северо-Уссурийской, Китайско-Восточной, Амурской железных дорог. Отчеты медицинского отдела показывают, что на строительстве магистрали наиболее эффективным был труд русских рабочих - их производительность была в 2 раза выше, чем у привлеченных к постройке японцев, китайцев и корейцев. Одновременно автор развенчивает либеральный миф о том, что дорога строилась на костях - документы показывают, что смертность персонала была даже ниже, чем в расположенных неподалеку воинских гарнизонах, тоже привлеченных для работ. А среди инженерно-технического состава процент смертности был даже выше, чем у простых рабочих, так как многие инженеры были выходцами из высших слоев общества и им было тяжелее приспособиться к суровым условиям региона. При том, что и у русских крестьян-рабочих, привезенных морем на стройку из Одессы, основным недугом была… депрессия, вызванная непривычным климатом, пустынностью и дикостью местности, чувством полной оторванности от дома из-за невозможности получать какие-либо известия.

Строительство Транссиба было завершено в октябре 1916 года у Хабаровска, после завершения сооружения Амурского моста через реку Амур. Больше века самая протяженная железнодорожная линия в мире – Транссиб (9288,2 км) - работает на благо государства и народа. Теперь Алексей Лисицын собирает материалы о деятельности железнодорожников в период революции и гражданской войны на Дальнем Востоке.

А в замыслах молодого ученого - подготовка научных работ об изысканиях новых железнодорожных линий на Дальнем Востоке – в КНДР, в Тынду и Комсомольск, на БАМ, в Якутию, и на Сахалин (кстати, изыскания по строительству тоннеля на остров Сахалин под проливом Г.И. Невельского начались еще в конце 20-х годов 20 века).

Рассказав о новой книге, нельзя не отметить и ее автора - Алексея Александровича Лисицына. Он родился в 1974 году в семье железнодорожного инженера в поселке Смидович (ЕАО), в Дальневосточном государственном университете путей сообщения получил специальность «инженер-механик», работал на путевых железнодорожных машинах на всем полигоне ДВЖД, хотя всегда интересовался историей. Работа была вахтовая - две недели работы, две недели отгулов. Тогда он и начал собирать материалы, писать, а в свои отпуска ездил по разным архивам Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга и других. Заочно окончил еще и истфак, и аспирантуру Хабаровского пединститута, его научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Ю.Н. Ципкин - тоже в молодости работал помощником машиниста тепловоза…

- «Принятием решения о прокладке новых стальных магистралей, проведением изысканий и строительством железнодорожных линий задается вектор геополитического, экономического и социального развития Российского Дальнего Востока на десятилетия и века вперед, - считает А.А. Лисицын. – Изучая переписку правительственных учреждений второй половины 19 века по поводу сооружения Великого Сибирского пути, где, в частности, в качестве возражений против прокладки Транссиба приводились доводы, что новая дорога в безлюдных местностях бесполезна и станет бременем для государства, мы видим, что жизнь опровергла эти предположения и вдоль трассы развились новые города и поселки, заводы и рудники. Точно такие же возражения высказывались и при начале строительства БАМа, меридиональных веток, транспортного комплекса на Сахалин. Время расставляет все на свои места, но главную роль в этом играют российские изыскатели, инженеры, рабочие и строители. Их труд преображает наш регион, и поэтому я в своих научных работах рассказываю об их героическом труде».

Геннадий Ведерников.

Фото автора.

 

Аспирантка ДВГУПС – лучшая

 

1601-19-1

В ДВГУПС подвели итоги заседания научной секции «Общественные науки» XХI краевого конкурса молодых ученых и аспирантов.

Победителем конкурса стала аспирантка ДВГУПС Илона Сергеевна Бакина. Она выступила с докладом на тему "Соотношение закона "О контрактной службе".

2-е место конкурсная комиссия присудила аспирантке ХГУЭиП Валерии Владимировне Кудряшовой за доклад "Об ограниченных вещных правах на объекты культурного наследия".

3-е место досталось доценту ДВЮИ МВД РФ Евгению Алексеевичу Клеймёнову за доклад "Реализация принципа взаимодействия и сотрудничества в деятельности полиции: социологическое измерение".

На суд конкурсной комиссии были представлены доклады молодых ученых и аспирантов из ТОГУ, ДВЮИ МВД РФ, РАНХИГС и ДВГУПС.  

В состав конкурсной комиссии вошли ведущие ученые Дальневосточного округа, среди которых: Сердюков Юрий Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры "Философия, социология и право" ДВГУПС, Байков Николай Михайлович - доктор социологических наук, профессор кафедры "Социология и социальная работа" РАНХИГС при Президенте РФ, Воробьева Кларисса Ивановна - доктор психологических наук, профессор кафедры "Социальная работа и психология" ТОГУ, Дерюга Артем Николаевич - доктор юридических наук, заместитель директора Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия, Тюрина Юлия Александровна - доктор социологических наук, проректор по воспитательной работе и работе со студентами ДВГУПС и другие.

Целью проведения краевого конкурса молодых ученых является повышение научной активности молодых ученых и аспирантов, привлечение их к решению проблемы научно-технического обеспечения развития экономики и социальной сферы края, поддержка талантливой молодежи и восстановление престижности научного труда среди молодежи. Организатором конкурса является министерство образования и науки Хабаровского края.

Конкурс проводится с 1999 г. и всего в нем приняли участие более 2 тысяч человек.

«Планета» видит Дальний Восток

 

0312-18-1

На 4 этаже здания Управления по гидрометеорологии, что на улице Ленина в Хабаровске, есть такая организация, которая помогает метеорологам и простым гражданам наблюдать за погодой с высоты сотен и тысяч километров. Дальневосточный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета» - это коллектив специалистов, готовых практически в режиме реального времени дать информацию об облаках, снежном покрове и морских льдах, природных пожарах и извержениях вулканов.

«- На только что принятом изображении спутника Terra я провожу анализ состояния снежного покрова всего Дальнего Востока, - говорит младший научный сотрудник Анастасия Бородицкая, выпускница кафедры прикладной математики ТОГУ, - я выбираю синтез каналов, дешифрирую изображение и отрисовываю границу залегания снега. Накладываю легенду, дату и время и затем отправляю готовый обработанный файл потребителям».

По словам Анастасии, работа ей очень нравится, техника и программное обеспечение в центре «Планета» самые современные. Нравится и коллектив, в основном молодые специалисты, выпускники Хабаровских вузов. Кроме оперативной работы она занимается и наукой - изучает многолетнюю динамику ледового покрова Дальневосточных морей. Рядом с ее компьютерным столом высится стопка огромных картонных папок, размером почти в квадратный метр каждая, и толщиной в 20 сантиметров.

Открываю папку - а там бумажные листы за декабрь 1989 года с данными о ледовом покрове того времени. «-В то время информация, получаемая со спутников, отрисовывалась и хранилась на бумажных носителях, - говорит Анастасия, - а сейчас наш архив - это сотни маленьких магнитных лент объемом в несколько терабайт каждая».

А всё начиналось в далёком 1969 году, когда в эксплуатацию был сдан Выносной пункт приема информации (ВППИ) с комплексом зданий и сооружений на 21-ом километре Сарапульского шоссе, который функционирует и по сей день. Там меньше индустриальных помех от городской инфраструктуры. Сейчас ВППИ - это несколько технических зданий со сложной аппаратурой и большим количеством спутниковых антенн, направленных в небо.

Автоматика заводит расписание пролета метеоспутников, антенные комплексы осуществляют приём информации, декодируют радиосигналы и направляют их на обработку. «- Некоторые спутники передают сигналы с геостационарной орбиты каждые 10 минут, другие, полярно-орбитальные, пролетают над нами примерно в одно и тоже время и «ведутся» ( т. е. сопровождаются) антенной в течение 15 минут, - рассказывает Алексей Давиденко, заместитель директора центра «Планета», - таких спутников мы принимаем 8, и каждый за один «проход» по орбите «захватывает» полосу шириной более 2000 километров, то есть за 3-4 пролёта спутник охватывает весь Дальневосточный регион».

Работа у коллектива сменная, потому что некоторая информация должна поступить к потребителю в течение получаса после приёма, иначе она уже будет неактуальна - такова динамика современной жизни.

«- Без спутниковой информации сейчас просто невозможно развивать Дальний Восток. Итоговые продукты нашего центра мы поставляем для полусотни потребителей, - говорит директор Дальневосточного центра «Планета» Любовь Крамарева, - это и органы государственной власти региона, МЧС, Авиалесоохрана, экологи, строители, лесники, моряки, речники, крупные предприятия и другие. Каждому потребителю мы готовим и предоставляем именно ту информацию, которая ему нужна. По современным линиям связи она доставляется практически мгновенно».

А ровно полвека назад, когда в 1968 году начал работу Дальневосточный региональный центр приёма и обработки спутниковых данных (ДВ РЦПОД), бумажные распечатки спутниковой информации отправлялись посылками через почтовое отделение!

«-За эти годы была создана обширная база данных космической информации среднего и высокого разрешения, - продолжает Любовь Крамарева, - в которой содержатся материалы космических съемок всех областей и краев Дальнего Востока, Забайкалья, прилегающей зарубежной территории и обширной морской акватории».

Но конечно, важнейший потребитель метеорологической спутниковой информации - это Управления по гидрометеорологии региона, их в ДФО восемь. Синоптики берут спутниковую информацию и успешно используют её при составлении прогнозов погоды, которые мы слышим каждый день по радио и телевидению, а также средне- и долгосрочных прогнозов.

В настоящее время парк приемных средств Дальневосточного центра постоянно пополняется современными комплексами, проводится дооснащение и модернизация существующих наземных комплексов приёма и обработки новых данных дистанционного зондирования Земли. А коллектив Центра главной своей задачей считает разработку методик и технологий для создания новых видов информационной спутниковой продукции, оперативного доведения ее до потребителя и представления в современном, удобном для анализа, виде, в том числе посредством геоинформационных систем.

Изучение птиц в Приохотье

 

3011-18-1

В Институте водных и экологических проблем ДВО РАН подведены итоги работ по проекту «Ключевые орнитологические территории Юго-Западного Приохотья: изучение и сохранение (Этап 2. Сахалинский залив и Амурский лиман)». Этот проект выполнялся в 2018 году при поддержке Русского географического общества.

В Приохотье одними из наиболее ценных и значимых для поддержания глобального разнообразия птиц территорий являются участки морских побережий в его южной и юго-западной частях, где сохраняются условия для массовых остановок мигрирующих видов. С целью выявления, комплексного изучения и оценки состояния ключевых орнитологических территорий материковой части Юго-Западного Приохотья в 2018 году были проведены исследования вдоль побережья Сахалинского залива и Амурского лимана. Эти исследования являются продолжением начатого в 2016 г. проекта «Ключевые орнитологические территории Юго-Западного Приохотья: изучение и сохранения», в рамках которого на первом этапе изучались побережья заливов Николая, Ульбанский и Константина.

Природные условия Сахалинского залива и Амурского лимана формируются под воздействием геоморфологических и климатических контрастов, сочетания стоковых и приливно-отливных течений, небольших глубин, продолжительных ледовых явлений, значительного поступления терригенного стока Амура. Это определяет высокую контрастность природных условий, что позволяет различным представителям орнитофауны найти здесь подходящие для себя условия для размножения, использования прекрасных кормовых и защитных функций.

Ценность этих территорий с точки зрения сохранения птиц на азиатско-тихоокеанском миграционном пути гусей, лебедей, уток и куликов определяется благоприятным сочетанием различных биотопов в пределах достаточно небольших по площади территорий. Это обширные заболоченные массивы, поймы рек с озерными комплексами, лугами и прирусловыми лесами, низкотравные приморские луга, обширные территории приморской литорали в Сахалинском заливе, освобождаемые от морских вод в периоды отливов, а также полузатопленные высокотравные приморские луга, образующие своеобразные «амурские плавни» в лимане. Такое их пестрое сочетание обусловливают высокое разнообразие орнитофауны, места концентрации большого количества видов птиц в период гнездования, линьки, зимовки или отдыха птиц во время миграций. Здесь обитают виды, включенные в Красные книги Российской Федерации (2008) и Хабаровского края (2018).

С орнитологической точки зрения наибольший интерес представляет уникальное сочетание заболоченных территорий, марей, низкотравных приморских лугов и зон осушки, где отмечены важные местообитания для выведения и выращивания птенцов охотского улита, имеющего высокий международный статус редкости.

Вдоль побережья Сахалинского залива и Амурского лимана в приустьевых участках рек, богатых различными видами пресноводных и морских рыб, встречаются гнезда орлана-белохвоста, белоплечего орлана, скопы.

Максимальные пики видового богатства и общей плотности птиц отмечены на прибрежных территориях в весенний период, во второй половине лета и в начале осеннего периода. Первый вызван массовым весенним пролетом мигрантов, второй обусловлен процессами массового размножения птиц, третий – определяется южным пролетом более поздних мигрантов.

Особенно значимые скопления птиц образуются в заливе Счастья, в устьях рек Тыми, Чомэ, Черная, Ныгай. Это наиболее ценные для птиц участки побережья Охотского моря, возможная деградация которых резко отрицательно скажется на благополучии отдельных популяций и видов птиц в целом. Проблема их сохранения — во многом проблема сохранения их местообитаний, то есть ключевых орнитологических территорий. Состояние этих территорий в настоящее время можно оценить как удовлетворительное, но вместе с тем существуют определенные угрозы для оринитофауны и населения птиц.

Для сохранения популяций гнездящихся видов птиц, а также мест массовых скоплений птиц-мигрантов на пролете участниками проекта предлагается организация в заливе Счастья особо охраняемой природной территории краевого значения.

 

Приморье станет центром онкоборьбы

 

1011-18-3

В Приморском крае планируют построить национальный онкоцентр. С учетом уже существующих в регионе высоких компетенций край станет центром борьбы с онкологическими заболеваниями на всем Дальнем Востоке. Об этом заявила Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова в ходе рабочей поездки в Приморье.

Глава Минздрава вместе с врио Губернатора края Олегом Кожемяко посетила новый лечебно-диагностический корпус Приморского краевого онкологического диспансера во Владивостоке. Они осмотрели отделения, дневной стационар, кабинеты УЗИ, клинико-диагностическую лабораторию, а также пообщались с пациентами.

Вероника Скворцова отметила, что в 2019 году регион получит 400 тысяч рублей в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Кроме того, планируется, что край, где сконцентрирован медицинский интеллект Дальнего Востока, станет центром реализации крупнейшего проекта по строительству национального онкологического центра. «С учетом высокого уровня компетенций Приморского края мы хотели бы, чтобы это было во Владивостоке и было включено в единый кластер с замечательным онкологическим центром, который был сдан в сентябре во Владивостоке», – отметила Министр.

По словам Вероники Скворцовой, Минздрав рассчитывает «сделать онкологию в Приморье окружной компетенцией для всего Дальнего Востока и сибирских регионов».

Напомним, Вероника Скворцова побывала в Приморском крае 9-10 ноября. В эти дни она совместно с Олегом Кожемяко провела встречу с главными врачами лечебных учреждений региона, вручила ключи от машин скорой помощи руководителям больниц Артема, Уссурийска, Находки и Шкотово и пообщалась со студентами Тихоокеанского государственного медицинского университета.

 

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика