USD
1
Доллар США
66,876 -0,017
EUR
1
Евро
76,185 0,127
CNY
10
Китайских юаней
97,188 0,192
JPY
100
Японских иен
60,406 0,025
Дата: 18.08.2018
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Культура

«Оконопись» Амурского художника

 

1608-18-1

В сахалинском мультимедийном комплексе «Россия – моя история» прошло торжественное открытие выставки «Оконопись» Народного художника Российской Федерации  Тихомирова Александра Евгеньевича.
Амурский художник с московскими корнями Александр Тихомиров является основателем направления "Оконопись". Выпускник Московского художественного училища памяти 1905 года и Строгановки, художник во втором поколении, Александр Тихомиров более тридцати лет отдал Приамурью. Преуспел в живописи, монументальном искусстве. Его эмоциональные мозаичные панно по сей день украшают многие уголки Благовещенска. А в Южно-Сахалинске впервые представлена "Оконопись", отразившая его собственный путь в иконографии.
Многие замыслы к творцам приходят во сне. Подобно периодической таблице к Менделееву или сюжету "Горя от ума" к Грибоедову, идея росписи на старых деревянных ставнях художнику однажды приснилась. Оконопись, предназначенная ему свыше, стала делом всей последующей жизни, тем, что он делал лучше всех. За четверть века в самобытной официально запатентованной манере он создал более 5 тысяч икон. Его созидательная энергия потрясает: более 250 персональных выставок, от родного Дальнего Востока до Франции и Греции. Его иконы стали драгоценными дарами самым разным людям — от Джины Лоллобриджиды до российского президента. Свой выбор материала автор определял так: "Дерево для меня — это лист, канва, на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом, и моя задача — суметь несколькими штрихами выявить лик Создателя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней".
Сахалинская экспозиция "Оконописи" включает несколько десятков икон из цикла "Святые". Ее формировал автор и мечтал представить лично. Но не сбылось, художник ушел из жизни скоропостижно год назад. На вернисаже его дочь Елена напомнила, что в 80-х он побывал на Сахалине, получил большой заряд вдохновения, воплотившегося в создании серии живописных произведений:— Он был бы счастлив представлять свое творчество сахалинцам — людям с большим и добрым сердцем, твердой волей и закаленным характером. Позвольте выразить благодарность Кожемяко Олегу Николаевичу, Самарину Алексею Геннадьевич, Юрковой Ольге Александровне, Филипенко Юрию Анатольевичу, Савельевой Елене Ивановне, Пастухова Елене Ивановне за содействие в организации данной выставки и за возможность познакомить сахалинцев и гостей островного региона с работами моего отца – Тихомирова Александра Евгеньевича -человека, творчество которого, а с ним и вся его жизнь были безраздельно и навсегда отданы служению Спасителю, а значит Истине, Добру и Красоте.
В иконостасе его кисти в зале исторического парка — лики Иисуса Христа, Богоматери, архангела Михаила, Николая Чудотворца, Георгия-Победоносца, Сергия Радонежского, княгини Ольги, праздничные и философские сюжеты. А самой любимой его темой было Благовещенье. В сумраке иконы светятся темным золотом. В процессе обработки филенки старых ставен подвергались очистке, проклеиванию, затем темперой наносился рисунок. Палитру мастер предпочитал сдержанную, лишь несколько тонов. Через трещины и морщины фактуры, через монументальную солидность проступают вечные образы. Кажется, художник всего лишь освобождает их из тесного древесного плена по подсказке свыше, искусно сплавив православную традицию с современностью. Иконы Александра Тихомирова отнесены к местночтимым.
Александр Евгеньевич был человеком редкого света души. Одного из инициаторов выставки, министра культуры и архивного дела области Алексея Самарина, с художником связывала долгая, искренняя дружба:— Саша был талантлив во всем и обладал невероятной притягательной силой, вокруг него всегда были люди, от губернаторов и актеров до студентов и просто прохожих. И каждый уходил из его мастерской с особым теплом. Его стиль неповторим, духовные темы получили благодаря его таланту новое художественное решение. Каждый день к мастерской художника выстраивалась очередь самых разных лиц с деревянными ставнями — для того, чтобы он посмотрел и отобрал себе материал для работы. Сложилась уже традиция: если где-то в городе разбирали старый дом, надо обязательно принести Тихомирову ставни, чтобы он вдохнул в них новую жизнь…— Воистину, когда художник пишет евангельские сюжеты, он передает состояние своей души. Теплые, прекрасные, нравственные произведения Александра Тихомирова позволяют нам быть ближе друг к другу, ближе к Богу и многое понять в жизни, замечать важное и отказываться от ненужного, — сказал архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон.
Учеников и последователей у Тихомирова не осталось, так что "Оконопись" — единственная в своем роде. Возраст деревянных "холстов" — от 50 до 150 лет. Представьте, не осталось домов, смотревших когда-то на мир глазами-окнами в деревянных ставнях-ресничках, завершилась земная жизнь людей, в них обитавших. Но мы будем интуитивно ловить дыхание и биение пульса той жизни, Руси изначальной, вглядываясь в суровые и прекрасные лики на темных досках. Не исключено, что для кого-то из музейного зала начнется дорога к храму.

Книга о городе-спутнике Комсомольска

 

1803-17-1

 Московское издательство «Пятый Рим» подготовило к печати книгу хабаровчанина Александра Леонкина «Город Бонивур», посвященную городу-спутнику Комсомольска-на-Амуре, строительство которого началось в конце 80-х годов прошлого века методом комсомольской стройки.

Это был последний город, заложенный в Советском Союзе. Предполагалось, что в нем будет построен большой завод азотных удобрений. Строители успели возвести пару улиц, но вскоре финансирование прекратилось и стройку пришлось свернуть.

«Александр, будучи человеком подвижнического склада, не просто нашел место, где должен был быть создан этот самый город Бонивур, он также нашёл его строителей, раскопал кучу документов по строительству», - рассказал главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский.

Через две недели книга уйдет в типографию и вскоре будет доступна жителям всей страны. По мнению Григория Пернавского, это «маленькая сенсация», а история Дальнего Востока полна «белых пятен», которые еще только предстоит раскрыть перед читателями.

Ранее издательство «Пятый Рим» уже выпустило книгу «Гражданская война в Якутии», рассказывающую о «войне после войны» - военной операции Сибирской добровольческой дружины армии генерала Пепеляева, который уже после окончания Гражданской войны предпринял попытку завоевать северо-восток Дальнего Востока и Якутию, а оттуда двинуться в Сибирь и далее до Москвы. Книга включает в себя уникальные мемуары генерала Вишневского, который выступал на стороне белогвардейцев, и Ивана Строда – командира отрядов красных. Основные события, описываемые в книге, разворачиваются в 1921-1923 годах на территории Якутии, а также современного Аяно-Майского района Хабаровского края – в Аяне и Нелькане, который накануне отпраздновал свое 200-летие, на протяжении Аяно-Амгинского тракта, а также в Охотске.

«Дальний Восток нас очень серьёзно интересует, поэтому мы ни в коем случае не будем отпускать эту тему», - сказал Григорий Пернавский.

В ближайшее время в свет также выйдет книга «Усмирение Китая. 1900».

Станция назначения- Якутск

 

0608-18-2

5 августа в Мегино-Кангаласский  район прибыл легендарный поезд "Комсомольская правда", стартовавший от станции Беркакит в Нерюнгринском районе.

На торжественное мероприятие, прибыли участники Всесоюзных ударных строек – БАМа и АЯМа, Южно – Якутского ТПК.

На перроне их тепло встретили друзья по комсомольским стройкам,  приехавшие в Якутию из разных уголков страны.

Обращаясь к участникам исторического события  Айсен Николаев от лица всех жителей республики выразил  благодарность строителям железной дороги: «Мы сегодня чествуем мужественных людей, которые в сложнейших условиях начали прокладывать железную дорогу в Якутию и профессионалов-железнодорожников, которые, несмотря на разные сложности, продолжили эту работу в наши дни.  Запуск станции в Нижнем Бестяхе и продление единого тарифа в  этом направлению принесут огромную экономию средств. Уверен, что завершение строительства станции и запуск пассажирских перевозок  станет тем толчком, который поможет исполнить давнюю мечту якутян - построить наш Ленский мост". По мнению Айсена Николаева, мост который свяжет воедино федеральные дороги, соединит таким образом  восток и запад страны, пока разделенные  рекой Лена.  Формирование Северного  широтного пояса даст новый импульс развитию огромных территорий и откроет новые перспективы межрегионального и международного сотрудничества.

Говоря о  мощной созидательной силе комсомольского движения врио главы республики отметил, что сегодня почти 800 студентов со всей России ударно трудятся на стройке «Север». «Я недавно побывал  на Чаяндинском месторождении. Масштаб этой крупнейшей студенческой стройки и боевой трудовой настрой ребят говорит о том, что нынешняя молодежь с честью продолжает традиции  комсомольских отрядов, а значит, мы  можем уверенно идти вперед, развивая и приумножая свои достижения» - сказал Айсен Николаев.

Руководитель республики вместе с Героем Социалистического труда легендарным строителем БАМа Александром Бондарем, Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александром Жирковым, главой Мегино-Кангаласского района Николаем Старостиным и гендиректором компании «Железные дороги Якутии» Василием Шимохиным открыли  памятник  доблестному труду ветеранов – железнодорожников Якутии.  Уникальный паровоз серии "Л", созданный советским инженером – локомотивостроителем Львом Лебедянским  привезен со станции Мозгон Забайкальской железной дороги и установлен на  станции Нижний Бестях в Якутии. 

Здесь же на привокзальной площади состоялась торжественная закладка капсулы с Посланием будущим поколениям. Айсен Николаев и Иван Варшавский - легенда БАМа – Герой Социалистического труда запечатали в камень послание потомкам от ветеранов-первостроителей БАМа, бойцов отряда «Якутский комсомолец» и «Юность Якутии», работников железнодорожного транспорта, молодежи республики, жителей и школьников Мегино-Кангаласского района. Прочитать Послание планируется в 2068 году.

В ходе торжественного собрания состоялось вручение  почетных наград участникам комсомольских строек и профессионалам железнодорожной отрасли.

С теплыми словами приветствий выступили космонавт, Герой России Евгений Тарелкин, заместитель Председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Акимов, руководители предприятий отрасли. Прозвучали слова приветствия от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко и  главного редактора «Комсомольской правды» Владимира Сунгоркина.

 

200 лет Нелькану

 

0508-18-1

В селе Нелькан Аяно-Майского района Хабаровского края продолжаются праздничные мероприятия, посвященные 200-летию села. Поздравить юбиляра приехали творческие коллективы из всех сел района: Аян, Джигда, Аим, которые представили свои музыкальные номера-открытки. Также в рамках празднования впервые прошел финал районного конкурса «Сияние звезд».

«Зрители долго не могли определить победителя - настолько все были хороши, поэтому пришлось устроить дополнительный конкурс, в котором коллективы пели акапелло», - рассказала жительница села Нелькан Елена Ефеменко. 

В «Битве хоров», которую устроили между коллективами сел района, в итоге победил хор из села Аян «Лада». На втором месте «Поющие сердца» из Нелкькан которые представили мюзикл «Золушка», замкнул тройку призеров хор «Сельские зори» из села Джигда – они подготовили вариацию на тему «Как лиса петуха воровала».

На юбилей Нелькана приехали также бывшие жители села из разных регионов России. 

«У нас жила девочка – Юлия Кобас. Сейчас она взрослая девушка, но не забывает нас, прилетела, чтобы поздравить, а в качестве подарка исполнила красивые восточные танцы», - рассказала Елена Ефеменко.

Все гости перед началом праздника, согласно эвенкийскому обычаю, прошли через обрядовые ворота. На берегу реки Мая жители приготовили уху из тайменя и красной рыбы, национальные эвенкийские блюда. 

В воскресенье, 5 августа, празднование юбилея продолжится туристическим слетом «Турград-2018».

 

Особенные из удэге

 

3107-18-3

О сказительнице, ансамбле «Су Гакпай», доме в селе Дада

 

В Доме народного творчества Хабаровского краевого научно-образовательного творческого объединения культуры состоялось презентация книги удэгейской сказительницы Валентины Кялундзюга «Два солнца».

При поддержке министерства природных ресурсов края состоялось переиздание сборника сказок, иллюстрированного Геннадием Павлишиным, изданного в 1974 году Хабаровским книжным издательством. С тех пор немало воды утекло в реке Хор, в верховьях которой стоит удэгейское село Гвасюги, где живет и творит почетный гражданин района им. Лазо лауреат премии Министерства культуры РФ «Душа России» в номинации «Народный сказитель»  Валентина Тунсяновна Кялундзюга.                                            Без малого сорок лет она возглавляла исполнительную власть в родном селе. Среди ее печатных работ - удэгейский букварь, удэгейско-русский словарь в трех книгах, том «Фольклор удэгейцев» в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».  Она - лауреат премии правительства Хабаровского края в номинации «За научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейную и просветительскую деятельность».

                              Мама сказку напевала

При обилии титулов и званий Валентина Тунсяновна - поразительно скромный человек, в чем участники презентации могли убедиться, познакомившись с  ней,  приехавшей  из Гвасюгов  с фольклорным ансамблем «Су Гакпай» -  «Лучи солнца», как нетрудно догадаться, ей же руководимым.  С изрядной долей иронии  рассказывала  она, как оставалась в шалаше одна, поскольку мать и отец уходили на охоту, и  четырехлетней девчушке приходилось беспрестанно топить печку, чтобы не замерзнуть в сихотэ-алиньской тайге. 

Даже сегодня, в XXI веке, к Гвасюгам нет нормального проезда из райцентра, и каждый пускающийся в почти 100-километровый путь на автомобиле подобен путешественнику, рискующему всем. А что происходило во второй четверти ушедшего века, когда единственной транспортной артерией был Хор с притоками, представить несложно. При этом у нее, бабушки и прабабушки,  самые добрые впечатления  о детских годах.  Главным образом потому, что мама перед сном рассказывала  сказки. «Она устанет за день, а я все равно ее прошу, - вспоминала  Валентина Тунсяновна. - Каждую сказку мама напевала…»

Эти напевы она исполнила в зале Дома народного творчества. Вот медведь, большой и ревущий. Вот чайка, набирающая высоту и смеющаяся. Вот мастерицы, изготавливающие из рыбьей кожи одежду и обувь,  усердные и певучие.  «Каждый из нас, наверное, хотел иметь такую бабушку, добрую и мудрую», - высказалась ее знакомая хабаровчанка, которая принесла в подарок сказительнице желтые бархатцы  в цветочном ящичке с землей.

Валентина Тунсянова, худенькая, в оранжевом национальном халате, принимала поздравление от председателя совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края И.А. Бельды, мастерицы декоративно-прикладного искусства члена Союза художников Е.А. Киле. Из села Дада Нанайского района приехала на презентацию М.Г. Кимонко, которая полвека с лишним назад вышла замуж за удэгейца, выросшего в Гвасюгах,  ходившего  с Валентиной Кялундзюга в школу-семилетку.  «Наш дом украшают удэгейские узоры Николая Лесовича», -  не преминула добавить о супруге Мария Григорьевна Кимонко, и  долгий счастливый брак удэгейца и нанайки,  посвятивших жизнь охранению культурного наследия братских народов, вызвал аплодисменты.

Надежда Кялундзюга выбралась в краевой центр из Гвасюгов, чтобы в присутствии творческого и начальственного люда сказать добрые слова своей знаменитой землячке. Но радость была со слезами на глазах. «Нам запрещали говорить на удэгейском языке, - вспомнила Надежда Сидоровна недавние времена. - И так, свободно, как детстве, когда я говорила и песни пела, у меня теперь не получается.  Сегодня в школе учат удэгейскому языку. Но дома не говорят на нем, как говорили мы…»

Проложить асфальтовую дорогу до Гвасюгов, похоже, проще, чем вернуть в общение удэгейский язык.  Но разве по-другому у нанайцев и ульчей, других коренных малочисленных народов, проживающих в Хабаровском крае и не только в нем?

                             Слово, музыка, фантазия

«На протяжении последних десятилетий культура коренных малочисленных народов Дальнего Востока неоднократно переживала периоды сложных трансформаций, ведущих к размыванию традиционного наследия», - отметила в своем выступлении на круглом столе «Путь к истокам», который предшествовал презентации книги, заведующая кафедрой культурологии и музеологии Хабаровского государственного института культуры Я.С. Крыжановская.

В самом общем плане эти изменения обусловлены следующими факторами. Первый - довлеющее присутствие русской культуры через государственный язык, литературу, кино, телевидение. Второй  - активные процессы глобализации, направленные на интеграцию и унификацию во всех сферах общественной жизни. 

Но вряд ли следует кричать караул, поскольку «на фоне реальной угрозы забвения национальных ценностей активизировались этнорегиональные движения с их стремлением к возрождению нравственных основ, духовных ценностей этносов». 

Вероятно, к таким движениям относится территориально-соседская община «Удэ», возглавляемая В.Т. Кялундзюга.

«… человек может жить в городской квартире, а не в традиционном жилище, носить современную одежду, пользоваться всеми благами цивилизации, но при этом сохранять культурную идентичность благодаря знаниям фольклора, традиций, представлений своего этноса», - убеждена Я.С. Крыжановская.

Другое наблюдение культуролога -  сказки и легенды народов Приамурья существовали не только как литературные жанры, как повествование, но и как игровое действо, сочетающее слово, музыку, фантазию.  В начале 2000-х годов музыковед и фольклорист Ю.И. Шейкин, приезжавший в Хабаровск, чтобы возглавить жюри краевого фестиваля «Северная капель», пожалуй, впервые высказал мысль о необходимости создания театра коренных малочисленных народов.

«Цель такого театра - транслировать аборигенный амурский продукт, ввести амуро-сахалинские зрелищные традиции в контекст общеевропейской и мировой культуры, - полагает Я.С. Крыжановская.

                                  Встань на крыло

Фестиваль «Улэн го» или «Хорошее настроение» - детище заведующей отделом традиционной культуры Дома народного творчества Н.Е. Кимонко, между прочим, уроженки Гвасюгов.

В подготовке фестиваля участвуют не только краевое научно-образовательное творческое объединение культуры, муниципальные образования, но и территориально-соседская община «Удэ», региональная молодежная организация «Феникс Амура». В этом году на фестиваль «Улэн го», который проходил во Дворце культуры профсоюзов в феврале, собралось полтора десятка молодежных коллективов самодеятельности. Как уточнила Н.Е. Кимонко, выступая на круглом столе, фольклорных, песенно-танцевальных, хореографических, вокальных. Также участвовали мастера декоративно-прикладного искусства. География поселений, откуда прибыли участники «Улэнго», впечатляет: это Охоморье, Приамгунье, Нижний Амур, восточные и южные районы края.

«Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное, что очень важно для современного молодого человека», - подчеркнула Н.Е. Кимонко, подразумевая не только фестиваль «Улэн го», ставший традиционным, но и молодежный лагерь «Встань на крыло», соревнования по национальным видам спорта,  творческую смену «Дети Амура» в летних оздоровительных лагерях.

                           Коренные смотрят в корень

На статистику опиралась в своем выступлении на круглом столе «Путь к истокам» главный специалист министерства образования края В.А. Ончукова. Из ста сорока пяти народов, проживающих в Хабаровском крае, восемь - коренные, живущие здесь исконно. Изучение родных языков ведется в тридцати трех общеобразовательных учреждениях тринадцати муниципальных районов края.

В сферу деятельности министерства входит подготовка учителей родных языков, разработка и издание учебных пособий. Весной состоялась олимпиада среди школьников, в которой победили представители нанайского этноса. «Дети показывают хорошие результаты. Мы видим их заинтересованность в изучении родного языка и родной культуры», - сказала В.А. Ончукова.

Слова благодарности звучали в адрес регионального министерства природных ресурсов. Не только за переиздание книги «Два солнца» В.Т. Кялундзюга,  но и за поддержку множества других инициатив. Действительно, МПР края в постсоветской реальности - главный смотрящий за происходящим в национальных поселениях. Там строятся образовательные, культурно-досуговые,  прочие учреждения. Но это -  одна сторона медали.

Другая сторона - уход государства из экономики в начале 90-х годов и, как следствие, ликвидация оленеводческих совхозов и рыболовецких колхозов, коопзверопромхозов и потребкооперации. В общем, всего того, что давало аборигенам работу и средства для существования.

Не секрет, что на последних президентских выборах в отдельных районах республики Саха (Якутия) предпочтение было отдано кандидату от КП РФ, который в предвыборную компанию эти районы даже не посещал.  Очевидно, что таким образом  люди протестовали против  реформ либерального толка, загнавших национальную глубинку в нищету и безысходность.  Протестные настроения  вряд ли сойдут на нет, если власть  по-прежнему будет озабочена обслуживанием бизнеса, игнорируя экономическую составляющую большинства соотечественников.

                                  Актуальный сюжет

Звучал бубен, школьники в удэгейских халатах показывали инсценировку сказки «Два солнца», которую излагала Валентина Тунсяновна. Верней, напевала, и это придавало действию необыкновенный колорит. О чем сказка? О том, что несчастья и страдания останутся  позади, что наступит благополучие и гармония.

Актуальный сюжет, не правда ли?

                                                          Михаил Карпач

На снимке: В.Т. Кялундзюга.

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика