USD
1
Доллар США
58,694 -0,205
EUR
1
Евро
69,095 -0,335
CNY
10
Китайских юаней
88,719 -0,413
JPY
100
Японских иен
52,068 -0,456
Дата: 19.12.2017
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Культура

Новый парк появился в Хабаровске

 

IMG 3020_Custom

Дальневосточные железнодорожники высадили 270 деревьев в краевом центре в минувшие выходные. Местом для парка была выбрана территория Хабаровского дворца культуры железнодорожников. Новый «зелёный» объект появился в городе к 120-летию Дальневосточной железной дороги, которое будет отмечаться 5-6 октября.

Озеленяли парк железнодорожников около 300 работников Дальневосточной магистрали. Личное участие в посадке деревьев приняли начальник ДВЖД Николай Маклыгин и мэр Хабаровска Александр Соколов.

– Парк железнодорожников для нас – это очаг культуры, поэтому мы приняли решение привести его в порядок, – сообщил Николай Маклыгин. – В дальнейшем в этом месте сделаем хорошее освещение, дороги. Будем за ним обязательно следить.

Александр Соколов отметил, что со временем в парке могут появиться детские аттракционы и другие возможности для досуга. По его мнению, парк станет одним из любимых мест для всех жителей микрорайона станции Хабаровск-2.

2017 год в ОАО «РЖД» объявлен годом экологии, поэтому железнодорожники реализуют меры по сохранению окружающей среды во всех дальневосточных регионах. Одним из направлений работы является восстановление зеленых насаждений. В январе – сентябре работниками магистрали было высажено около 70 тыс. деревьев.

 

Кинофестиваль «Золотой Ворон» на Чукотке

 

0210-17-3

I Международный фестиваль арктического кино пройдет с 9 по 15 октября в Анадыре.

 

Международная конкурсная программа арктического кино включила в себя шесть полнометражных игровых и документальных фильмов, созданных в Канаде, Швеции и северных регионах России: «Саамская кровь» Аманда Кёрнелл (Швеция), «Находка» Виктора Демента (Россия), «Рассерженный инуит» Алетея Арнакук-Барил (Канада), «Костёр на ветру» Дмитрия Давыдова (Россия, Якутия), «Кэрэл. Невидимая красота» Ильи Портнягина и Валентина Макарова (Россия, Якутия), «Надежда. Гонка по краю земли» Светланы Быченко (Россия).

 

По данным Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа, в конкурсную программу короткометражного кино вошло 11 игровых фильмов: «Время жить, время умирать» Михаила Полякова, «Стрела» Евгения Никитина, «Исповедь мизантропа» Татьяны Жуковой, «Я тебя вижу» Дениса Кудрявцева, «Пустите детей» Александра Домогарова, «Система работает» Ирина Семушкина, «Электрический стул» Евгения Зверева, «Три товарища» Ивана Снежкина, «Карма» Владимира Грамматикова, «Каникулы» Юлии Калининой, «Чай» Андрея Богатырева.

 

Одной из интересных особенностей фестиваля в том, что победителей международной и короткометражной программ определяет зритель путем голосования. А главным призом фестиваля станет статуэтка «ЗОЛОТОЙ ВОРОН», сделанная из клыка моржа местным художником-косторезом.

 

Кроме кинопоказов в рамках фестиваля пройдут творческие встречи и мастер-классы народного артиста России, актера Валерия Афанасьева и актера, режиссера-педагога Владимира Стуккнова, а также «Кинолаборатория», в рамках которой под руководством режиссера Филиппа Абрютина и продюсера Оксаны Лахно, представители творческой молодежи снимут короткометражные фильмы о Чукотке.

 

Фестиваль арктического кино «Золотой ворон» проводится с целью популяризации российского и зарубежного кино арктической тематики, а также создания единого культурного пространства российских северных регионов и стран Арктики.

 

Фестиваль проводится Союзом кинематографистов России совместно с Департаментом образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа и Автономным учреждением Чукотского автономного округа по кинопрокату и кинообслуживанию населения «Окркиновидеопрокат» за счет средств Государственной программы «Развитие образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы».

«Восток России» расширяет вещание

 

2609-17-5

 

 

 

Хабаровская краевая радиостанция «Восток России» значительно увеличила количество точек FM-вещания став самой крупной региональной радиосетью Дальневосточного региона. На сегодняшний день в распоряжении станции имеется уже 5 FM-передатчиков в Хабаровске, Комсомольске-на- Амуре, Аяне, Ванино и Амурске (последние два заработали сегодня) и 13 средневолновых АМ-передатчиков. Площадь покрытия сигналом составляет 92% от территорий Хабаровского края.

«В преддверии юбилея, в следующем году радиостанции «Восток России» исполнится уже 20 лет, мы решили полностью изменить сложившийся подход к работе станции и затеяли реорганизацию. Правительство Хабаровского края, которому принадлежит значительная часть активов радиостанции, всецело поддержало наши инициативы. Значительно изменилась сетка вещания, появились новые, разносторонние проекты. Увеличился творческий коллектив радиостанции, а главное, была поддержана идея расширения зоны ФМ-вещания. Сегодня на FM-волнах нас услышали в Ванино (105,8 FM) и Амурске (100,9 FM), активно ведется работа по началу вещания в Советской Гавани, думаю, этой осенью мы появимся и там», - рассказала о перспективах развития предприятия генеральный директор радиостанции Евгения Разлатая.

Расширение сети вещания сделало «Восток России» крупнейшей радиосетью Дальнего Востока. Согласно последним исследованиям, проведенным по заказу радиостанции Дальневосточным институтом управления РАНХиГС, радиостанцию «Восток России» слушают 18% радиослушателей Хабаровского края. Ядро аудитории составляют мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, их среди поклонников «Востока России» 60%. Станция ведет вещание на FM и AM частотах, а также в сети Интернет, по адресу http://vostoknews.ru. Формат станции объединяет рок-н-рольное, электронное и фолковое звучание. Есть проекты, посвященные Хип-хоп культуре и авторской песне.

 

Волны вещания радио «Восток России»:

765 АМ   Хабаровский край

103,7 FM Хабаровск

88,9 FM   Комсомольск-на-Амуре

100,9 FM Амурск

105,8 FM Ванино

102,0 FM Аян

 

Лучшая дорога нашей жизни

 

311012-1

Когда в 1974 году, как тогда говорили,   «партия и правительство» СССР объявили о начале строительства Байкало-Амурской магистрали, эта тема стала центральной для многих средств массовой информации страны.   Съездить и написать (снять на фото или кино) о «стройке века» считал для себя и честью, и обязанностью практически любой журналист страны. Гостиницы Тынды и Чегдомына, Нового Ургала и Алонки были переполнены- кроме геодезистов, проектировщиков, снабженцев и прочего строительного люда там всегда можно было встретить съемочные группы Центрального телевидения и студий кинохроники,   а также корреспондентов газет и журналов.

Как начинался БАМ

           В это время я заканчивал   отделение журналистики Дальневосточного государственного университета, и   поэтому попал н на БАМ лишь через год.   В 1975 году я по распределению попал работать   младшим редактором Хабаровской студии телевидения краевого комитета по телевидению и радиовещанию.

В конце октября меня вызвал директор студии телевидения, и дал молодому специалисту ответственное задание: ехать в свою первую командировку на Восточный участок БАМа. Исполнялся ровно год с 3 ноября 1974 года, когда на безымянный 3-й разъезд высадились посланцы братской Украины в составе строительно- монтажного поезда «Укрстрой». Эту годовщину и следовало заснять   кинооператору, а мне, соответственно, сделать несколько репортажей.

Исторически сложилось так, что на БАМе было несколько участков: западный -   на запад от Тынды, Центральный – в Амурской области, и Восточный - в границах Хабаровского края. Это примерно 800 километров от Комсомольско-на-Амуре до будущего поселка Этыркэн на границе с Амурской областью. На восточный участок   магистрали можно было доехать из Хабаровска поездом по Чегдомынской ветке Дальневосточной железной дороге, или самолетом до аэропорта Чегдомын. Удобнее всего было ехать поездом, благо за час до прибытия на вокзал Чегдомына поезд на две минуты рано утром останавливался на пункте «3-й разъезд».

Раннее утро, высокое небо только голубеет. Быстро выгрузившись из вагона на заснеженную насыпь, идем с оператором искать гостиницу. Первое впечатление от   временного поселка- все сделано с умом и любовью. Не сборные унылые щитовые общежития - времянки, а двухэтажные остроконечные дома из веселых желтых досок.

Между домов – деревянные короба поверх земли, в них прячутся трубы теплотрассы, водопровода и канализации. Проходим мимо автобазы «Ургал» - там уже стелется сплошной дым от выхлопа разогреваемых мощных самосвалов «Урал» и «Магирус». На стройплощадке выше уровня второго этажа уже поднялись кирпичные стены домов, и бригады каменщиков уже ведут кладку.

Год назад сюда прибыл первый   эшелон из Украины, четыре месяца первостроители жили прямо в вагонах, поставленных на запасной путь: другого жилья просто не было. Но руководители «Укрстроя» решили переработать проект временного поселка, и вместо щитовых общежитий типа ОЩ-60 с «удобствами» на улице спроектировали дома в «карпатском стиле», с коммунальными удобствами.

За перерасход денег и материалов   киевское начальство устроило взбучку, но Киев далеко, пока там спохватились, дело уже было сделано. Зато в   пятидесятиградусных мороз, придя с работы, строители имели в общежитиях горячую и холодную воду, ванную, теплый туалет… Эти «временные» общежития эксплуатируются в Новом Ургале до сих пор. В общежитиях устроили и   необходимые учреждения- детсадик, почту, контору Укрстроя.

За первый год работы украинские строители возвели и промышленные объекты- автобазу, склады, растворо-бетонный узел, котельную, водозабор, и приступили к постоянному поселку. Ведь главное, для чего приехали строители- возведение железнодорожных станций и поселков железнодорожников.

Технология пионерного строительства была одинакова: первый десант,   сооружение временного поселка, затем – основные объекты, и затем- сдача их в постоянную эксплуатацию железнодорожникам.

На Восточном участке два путеукладчика встретились в конце июня 1979 года, тогда на разъезде Уркальту был забит «серебряный костыль», и «Восточное кольцо» замкнулось. Затем путеукладчик повернул на запад, и в апреле 1984 года на разъезде Мирошниченко рельсовая колея состыковалась с магистралью по направлению к Тынде.

Но были и еще множество субподрядчиков- большие мосты через реки возводил « Мостострой» № 8, притрассовую линию электропередач – «Дальэлектросетьстрой»…

 

Кто строил БАМ

Строительно-монтажные поезда посланцев краев, областей и республик СССР на Восточном участке возводили станционные поселки, в каждом из них предусматривались капитальные вокзалы, депо, торгово-общественные центры, школы, детские сады, жилье для эксплуатационников. Согласно постановлению ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ каждый субъект, как сказали бы сейчас, формировал, направлял и заботился о своем отряде строителей.

Украина строила Новый Ургал, Молдавия- станцию Алонка, Таджикистан- станцию Солони, Куйбышевская область- Этыркен, Пензенская область-   Амгунь, Новосибирцы возводили Постышево, Алатйский край- Эворон, Тамбовская область- Хурмули, Саратовцы- Герби. Хабаровскому краю доверили строить станцию Сулук, в тресте «Дальтрансстрой» создали СМП «ХабаровсктрансстройБАМ». А всего на БАМе работало 60 шефских строительно-монтажных организаций.

Шефские строительно-монтажные поезда работали, как теперь принято говорить, на аутсорсинге, или субподряде. Генподрядчиком же выступал корпус железнодорожных войск, его штаб во главе с генералом был расположен в Чегдомыне. Тогда по цензурным соображениям нельзя было писать в СМИ ни о корпусе, ни о трех бригадах железнодорожных войск, дислоцированных в Алонке,   Ургале и Постышево. Поэтому, когда корпус железнодорожных войск успешно выполнял, допустим, квартальный план по строительству БАМа, я писал в своем репортаже : «Подразделение воинов- железнодорожников под командованием офицера коммуниста Юдина успешно справился с планом работ». И цензура не возражала- ведь   генерал Юдин действительно был и офицером, и коммунистом, и план выполнялся.

Воины-железнодорожники выполняли отсыпку земляного полотна, укладку рельсошпальной решетки, возведение небольших мостов и водопропускных труб. Работа была очень объемная, трудная, в «голове укладки» навстречу друг другу шли два путеукладчика, солдаты-срочники и их командиры-лейтенанты жили в палатках и вагончиках прямо посреди тайги, марей и болот.

Но это – в наше время. В 30-х и 40-х года прошлого века, до комсомольцев-добровольцев и воинов – железнодорожников на трассе работали заключенные «Амурлага». Об этом не писали в газетах, и лишь иногда удавалось разговорить местных жителей – людей очень замкнутых и недоверчивых. Один машинист паровоза рассказывал, как он приводил составы «столыпиных» по Транссибу на станцию Известковая, и наблюдал выгрузку оборванного и изможденного «спецконтингента». Они строились в колонну по 4-5 тысяч человек, и под охраной конвоиров в полушубках с автоматами, брели на север, к Чегдомыну. На санях везли продукты и мотки с колючей проволокой. Дойдя до места, где надо было построить обьект, они вмораживали свежесрубленные столбы в лунки, натягивали колючую проволоку, затем строили бараки охраны, и в последнюю очередь -   лагерные бараки. А морозы доходили до 50 градусов…   В 1941 году 400-километровая ветка Известковая- Чегдомын была построена - но снова разобрана. Рельсы были отправлены под Сталинград. И пошли на строительство Волжской рокады, по которой нашим частям подвозили военные грузы… После войны тот же машинист паровоза приводил на Известковую составы с победителями фашизма- солдатами и офицерами в потрепанных шинелях, осужденными трибуналами за то, что в богатых немецких домах взяли трофеи- швейную машинку или радиоприемник…

В конце 40-х годов ветку на Чегдомын восстановили, и заключенные начали строить Дуссе-Алиньский тоннель длиной 1806 метров. Я видел на разъезде Дуссе-Алинь сохранившиеся кучи старых тачек, инструмент- кайлы, лопаты, остатки бараков. Внутри тоннеля чем-то острым были выцарапаны имена и «загадочные» тогда срока- « 10 лет», «15 лет», и   статьи УК - 58-10, 58-8. Потом, к сдаче тоннеля в постоянную эксплуатацию, все надписи заштукатурили… Но до сих пор, видя из окна вагона на БАМе группу   полусгнивших деревянных свай, я знаю- это остатки лагерных бараков 30-х и 40-х годов.

За что строили БАМ?

До 1985 года я работал на Хабаровском радио собственным корреспондентом на Восточном участке магистрали, ежемесячно готовил две радиопрограммы - часовую и получасовую. И каждый месяц ездил в новые командировки за новым материалом для передач. В каждом строительно-монтажном поезде трассы   у меня были хорошие знакомые, которые откровенно рассказывали о своем житье-бытье. Суммируя их высказывания, могу с уверенностью сказать, что романтиков- неумех среди них не было.

Это лишь в конъюнктурных фильмах и статьях герои-комсомольцы, только что закончившие школу,   в райкомах стучали кулаками по столу и требовали отправить их на БАМ. Основной контингент строителей- это были люди среднего возраста, с высоким строительным разрядом, многое умеющие и знающие себе цену. Через несколько лет, с северными надбавками, они получали по 600 рублей в месяц - при 120-рублевом окладе на большой земле.   Каждый строитель мог записаться на покупку в рассрочку машины- и через три года он получал чек на выбранный автомобиль. Причем машина поступала в тот город страны, который указал бамовец. За строителем сохранялась очередь на получение квартиры по прежнему месту работы, можно было вступить и жилищный или гаражный кооператив.

Но дело не только в материальных стимулах, которые, конечно же, необходимы для работающих в экстремальных условиях – вопрос глубже. Люди видели необходимость своего труда, его цель,   воспринимали многочисленные моральные стимулы как заслуженную награду. И постоянное внимание прессы, и концертные бригады мастеров искусств, колесившие по магистрали, и медали, ордена, почетные звания – этот стимул был не меньше материального. И в условиях экономических реформ можно убедиться- только «денежный» стимул срабатывает не в полной мере. И на стройках 21 века - их, видимо, будет немало- этот фактор надо учитывать.

Для чего построили БАМ?

В 1990 году   всем известный «перестроечный» журналист-известинец написал хлесткую статью под заголовком «БАМ-дорога в никуда». А я вспоминаю слова первого эксплуатационника Восточного плеча магистрали- начальника «Отделения временной эксплуатации» (ОВЭ) В. Моллериуса: «У БАМа много недостатков и недоделок, но есть лишь одно - но главное - достоинство: он построен».

В ноябре 1984 года я участвовал в «Золотой стыковке». Тында тогда три дня гуляла, и милиционеры бережно отводили «перебравших» строителей по домам. Тысячи километров рельсов пролегли от Байкала до Амура. Через год началась перестройка, дальше   - развал СССР… Достроили бы в лихие 90-е магистраль? А теперь выясняется, что надо строить БАМ-2, развивать инфраструктуру Дальнего Востока, осваивать месторождения, увеличивать провозную способность магистрали. И строители магистрали, брошенные своим государством в 90-е годы, понимают: их труд не пропал зря. А я вспоминаю слова своего знакомого поэта (царство ему небесное) из Тынды Гузия: «Лучшую дорогу нашей жизни мы с тобой вовремя нашли».

Геннадий Ведерников.

Анна Мэри Мозес и другие

 

2308-17-2

О кукольном театре Натальи Тьер

Несколько лет назад мне повелось побывать в Солнечном, и там я говорил с завотделом межпоселенческой библиотеки Ядвигой Летовой о цветаевском костре. Она предложила провести его как встречу литераторов поселка.

Вот и все. Но в библиотеке я увидел впечатляющих кукол вроде восковых персон, но в мини-форматах. Примерно тридцать пять сантиметров, чуть больше, чуть меньше.

Куклы в бытовой культуре - это детство всех поколений живущих людей. Куклы, какими они не были, совершенно примитивными или фабричными красавицами, служат воспитанию добрых чувств, семейной и коллективной теплоты.

- Откуда у вас эти шедевры? - поинтересовался я у Ядвиги Казимировны.

- О! У нас есть мастерица художница Наталья Тьер. У нее много разнообразных кукол. Она приходит в библиотеку с новыми образами, в них просматривается реальность типажей и образов, - пояснила Летова.

И действительно, одна бабушка Мозес чего стоит! Ее полное имя - Анна Мэри. Это американская художница, работавшая в стилистике примитивизма, и ее именем астрономы назвали кратер на планете Венера.

Я воспринимаю образы сказочных красавиц как настоящее искусство. Ведь во многих городах России и разных стран работают кукольные театры и кукольные музеи, устраиваются выставки и показы коллекций кукол.

С Натальей Тьер в мои прошлые поездки в Солнечный увидеться не удавалось. Но я не терял надежды встретить мастерицу, посмотреть на незнакомых мне принцесс, мушкетеров, кардинала Ришелье, наших колхозных рыбачек, актеров Леонида Леонова и Савелия Крамарова, певицу Людмилу Зыкину.

И вот такой случай представился. В составе делегации Амурска я приехал на празднование 40-летия Солнечного и на улице увидел кукольный театр и саму Наталью Тьер, прелестную молодую даму, легко вступающую в разговор с почитателями ее работ, пронизанных светлой театральностью.

Я спросил мастерицу, давно ли она живет в Солнечном.

- Я здесь родилась, - ответила Наталья. - Мои родители - строители Комсомольска-на-Амуре. Когда начали возводить Солнечный, они, молодые романтики, перебрались сюда. Вся моя жизнь связана с этим поселком.

На мой взгляд, Солнечному повезло иметь такое дарование в кукольном жанре. Мне показалось, что мастерица использует воск. Но я ошибался. При разговоре с ней выяснилось, что Наталья освоила технологию цветового пластика. Она расплавляет его и использует как податливый материал для лепки. Задуманные образы одеваются в нужную одежду, которая шьется на машинке или вручную.

- Воск не подходит, - объяснила мне Наталья. - Он быстро деформируется при смене температур.

Ее образы донских казачек и казаков, персонажей «Тихого Дона», кинематографичны своим достоинством. Аксинья, Григорий Мелихов…

Черкесы в бурках и папахах. Осетины и грузины, торгующие на базарах.

- Где ты их приметила? - поинтересовался я.

- В Солнечном ребят с Кавказа хватает. Привозят урюк, свежие фрукты, продают их на рынке. Есть на что посмотреть и увидеть конкретные образы. То, что нынче бытует, я беру в свое художество.

Удивительная схожесть цыганки-гадалки. Вот японки - госпожи с Аомори. Поразительное интернациональное разнообразие мини-кукол, целый театр! Однако при разговоре мы сошлись на традициях народного творчества, использовании простых материалов - соломы, мешковины, рогожи. Ведь коллекционеры видят в этом творческие находки.

Да и нынешние яркие ткани противоречат фактуре, захлестывая неяркое, вроде бы скупое, а вместе с тем традиционное. В настоящем искусстве уживаются все возможности и техники.

Наталья Тьер - педагог дополнительного образования. Художественное творчество помогает ей интересно строить занятия, но это другая тема. Ее театр кукол - индивидуальное творчество. Она - участница многих выставок в крае, и это показатель подлинно творческой личности.

                                                  Александр Реутов,

                             заслуженный работник культуры РФ.

Амурск-Солнечный

   Фото автора

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика