USD
1
Доллар США
58,899 0,062
EUR
1
Евро
69,430 0,132
CNY
10
Китайских юаней
89,132 0,271
JPY
100
Японских иен
52,525 0,652
Дата: 16.12.2017
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Культура

Детская дорога открыла сезон

 

1005-17-6

В городском парке имени Юрия Гагарина Дальневосточная детская железная дорога в Южно-Сахалинске открыла новый сезон.

В этом году самому популярному на Сахалине аттракциону исполняется 63 года. За это время его услугами воспользовалось свыше 2 млн. 85 тыс. пассажиров, а его поезда проехали более 90 тыс. километров.

Открытие сезона по традиции было приурочено ко Дню Победы. Торжественная линейка для юных железнодорожников и гостей была организована на станции Комсомольская.

В выступлениях руководителей Дальневосточной железной дороги, областного правительства, городской Думы, Сахалинского филиала ДВГУПС, представителей общественных организаций было особо подчеркнуто значение «малой» железной дороги в деле воспитания подрастающего поколения.

Как отметил в своем выступлении заместитель начальника ДВЖД по Сахалинскому территориальному управлению Андрей Семенец, для полноценного обучения детей выполняется целая программа. В их распоряжении не только новое здание на станции Комсомольская с учебными кабинетами, набором всевозможных средств и пособий, но и современный подвижной состав. Сегодня детская дорога обеспечена новыми пассажирскими вагонами и тепловозами, один из которых исполнен в стиле скоростных поездов.

В заключение торжества вновь принятым на детскую дорогу школьникам были вручены удостоверения «Юный железнодорожник». С этого дня для 40 из них, успешно прошедших теоретическую подготовку, начнется самая интересная часть – летние практические занятия.

Затем под звуки марша «Прощание Славянки» нарядно украшенный поезд под управлением участника Всероссийского слета юных железнодорожников в городе Иркутске машиниста Александра Галак и его помощника Даниила Морковкина с первыми пассажирами оправился в свой первый рейс.

Напомним, детская железная дорога в Южно-Сахалинске работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.30 до 17.00.

«Радио- это целая жизнь!»

 

0705-17-1

Галина Ивановна Завода: Родом я из поселка Шелехово Комсомольского района Хабаровского края. Отец мой из Рязанской губернии, служил на яхте императора Николая 2 «Штандарт».Когда мне было лет пять, мама мне показывала фотографию- вся царская семья сидит на этой яхте. И конусообразно - вся обслуга. Она показывала мне- вот запомни - это твой дед Иван Долгов Как сидит в числе экипажа этой яхты. Увы, она эту фотографию она сожгла – опасная была эта фотография.

Отца к этому времени уже не было в живых, и только много времени спустя я списалась с музеем флота, и получила подтверждение - что мой отец был в чине унтер-офицера в составе экипажа яхты, это целый крейсер был на самом деле. И поскольку в Рязанской губернии он был из села Шехмана, то, наверное, по созвучию на Дальнем Востоке они выбрали Шелехово. Потом я подросла, моя старшая сестра поехала учиться в Хабаровск, и следом за ней и я поехала. И вот   примерно в четвертом классе 34 школы я как-то включаю радио, и слышу- детский хор на Хабаровском радио звучит, и запомнила фамилию руководителя- Безенсон.

Я пришла в этот хор, стала заниматься в детском хоре. Понимаете. В третьей студии строго здания радио я не столько занималась пением, сколько разглядывала аппаратуру, студии, все вокруг- настолько меня захватила атмосфера радиокомитета. Это было в 1934-1935 годах. Я только начала заниматься, но тут этот Безенсон исчез, и   детский хор прекратил работу. Но потом. Когда я уже училась в 35 школе, у нас в классе были два ученика- Вова Алентьев и Влад Беднарский.   Они были в составе струнного оркестра народных инструментов радиокомитета, руководил которым Адриан Исидорович Агафонов. Они прошли войну, вернулись с победой, Алентьев стал художником, а Беднарский – врачом в детской туберкулезной больнице.

Но вплотную с радиокомитетом я столкнулась, когда закончила в 1947 году Ленинградский театральный институт. Я получила предписание в 1947 году -  на бумаге с печатью – явиться на научно-исследовательский полигон, где испытывались новые виды ракетного вооружения, в том числе и новые «Катюши». Там жила моя сестра, у которой только что родилась дочь, а муж – военный - погиб во время испытаний в Германии. Не закончив сдачу последних экзаменов, получила справку об окончании, потому что дипломы еще не были готовы, и поехала вывозить семью своей сестры. Я поняла, что мне уже не вернуться в Ленинград за дипломом- ни денег. Ни одежонки не было. В Москве в Министерстве культуры я взяла направление в Хабаровский театр драмы. В направлении было указано - 1 августа 1947 года я должна была явиться в театр. А 30 июля мы поездом добрались до Хабаровска, и стала я работать в должности актрисы.

Но была в Хабаровске такая Лида Горицкая, она была помощником режиссера на радио, и приглашает меня на какую-то передачу, постановку – причем это было буквально на второй день по приезде. На радио тогда была театрально-драматическая группа, которой руководил Николай Константинович Мологин. Эта такая поразительная личность И Протасова, и Мологин - я слушала их в прямом эфире, тогда записи магнитофонной у нас еще не было. Какие прекрасные это были голоса! Эти передачи, которые они вели- буквально «напитывали» слушателей всем лучшим, что должно быть в человеке. Я не знаю почему, но Николай Константинович стал меня привлекать во всех своих передачах. И когда он заболел, то репетиции мы проводили у него дома, а жил в то время он в гостинице «Дальний Восток». И на стене висел у него портрет Маяковского с дарственной надписью. Николай Константинович великолепно читал стихи Маяковского, был знаком с ним, жил во Франции – но все это мы, молодые, узнавали отрывками. Но вот однажды мы приходим на репетицию - а Мологина нет. Он уехал на поезде, и по дороге скончался. А перед эти его вызывали «на ковер» к начальству, и выйдя оттуда, он в сердцах сказал «Какую же змею я пригрел на груди!» Оказывается. М.А.Протасова написала на него донос, его «проработали», и так Николая Константиновича не стало, а не его место художественным руководителем назначили М.А.Протасову.

Я тогда еще работала в театре драмы, а в 1955 году я перешла работать диктором на радио. Тогда я застала работавших там великолепных дикторов Тебнева, Игнатенко, Сугробкина, Турушева – это были личности потрясающие. Вот Сугробкин- талантище огромный, не только дикторский, но и чтецкий. Сам внешне большой, красивый, с целым шлейфом легенд. Вот чего он не любил- так это читать прогноз погоды, говоря: «Мне все верят,   а синоптики врут». Потом пришла в дикторскую группу Чернова, затем Малова, Турышев, Юрий Михайлов, - красивейшие голоса. Виктор Иванович Балашов- с ним постоянно происходили разные истории.

Когда умер Вышинский, я еще работала в театре, но должна была прийти и что-то читать в студии. А в секторе выпуска выпускающей тогда была Анна Ивановна Никитина, удивительнейший человек, «осколок» того старого воспитания в институте благородных девиц Санкт- Петербурга. Там были и мудрость. и эрудиция, и тончайшая интеллектуальная организация, и музыкальное образование. Так вот, я ждала своего выхода в эфир за «Последними Известиями», а в эфире диктор Виктор Иванович Балашов, ничтоже сумняшеся, прочитал как на телетайпной ленте - А.Я Вышинский – Александр Яковлевич. А - он Януарьевич!

И тут же такой шквал телефонных звонков обрушился на сектор выпуска! Мы по телефону оправдываемся как можем, потом Никитину вызвали к начальству - и я уже одна отбивалась. А тут двое в штатском заходят, Балашова под белые рученьки- и уводят. Но как-то все обошлось, только на месяц его отстранили от микрофона. Потом Балашов стал диктором на Всесоюзном радио. Тогда я уже работала диктором, и, подменяя заболевших режиссеров, записывала передачи «Пионерская зорька». Эти «Пионерские зорьки» очень любил Владимир Иванович Диордиенко, Председатель радиокомитета, какой крепкий партийный мужичок.

Он мастерски умел подбирать самых ценных сотрудников, как-то он умудрялся чувствовать их ценность для радио. Помню на летучке он отчитал Турышева за то, что в его передаче Николай Петрович Мослаченко (уникальный по голосовому тембру диктор) как-то не совсем в полную меру своего таланта звучал. Время шло, умер Сугробкин, М.А.Протасова ушла на пенсию, и вот меня вызывают к начальству, и предлагают режиссуру. Я отказалась: мы тогда жили на Красной Речке, добираться в 5 часов утра к началу вещания было трудно, как и возвращаться после 12 часов ночи, закрыв вещание. Диордиенко говорил всякие хорошие слова о моей работе, а я реву – не хочу в режиссеры. Но поняв, что мне не отвертеться, я поставила условие- на месяц отправить меня на стажировку в Москву, и дать мне делать передачи только художественного вещания

. Так я приехала в Москву, на Всесоюзное радио, и вызывает меня на разговор некто Богомолов, куратор местных комитетов. Поговорили за жизнь, и потом он спрашивает меня: а кто такая Мария Андреевна Протасова? Я говорю - это заслуженная артистка России, много лет работала на нашем радио. Тогда он говорит а кто такой Макарий Петрович Зайкин? Я отвечаю, что это звукорежиссер общественно-политического вещания, удивительный человек, энтузиаст своего дела. Тогда он говорит, что пришла из Хабаровска бумага- представление на присвоение первой режиссерской категории Зайкину и мне. Но Москва могла присвоить эту категорию только одному человеку. Я спрашиваю- Зайкину присвоите? Он говорит: да. Тогда я так образовалась- ведь я смогу с полным основанием отказаться от режиссерства! Но через минут сорок меня снова вызывает Богомолов и говорит, что вы напрасно радовались. Мы созвали худсовет и решили- присвоить первую категорию вам, а Зайкину задерживаем на какое-то время. Выяснилось, что от парторганизации радио пришла телега – Зайкин без специального образования, и вообще не имеет к режиссуре никакого отношения. Вот такая была роль партии в истории.

Но потом, позже, и Зайкину присудили первую категорию. А ведь потом Макарий Зайкин стал первым руководителем Хабаровской студии телевидения, когда она была еще между городской телевышкой и центром. Вот так я стала режиссером художественного вещания. Но в основе этого вещания- литература, поэтому я тесно стала сотрудничать с литературной редакцией радио, а там – такие поэты и писатели, как Золотусский, Ткаченко, Голышев, Гончарук, Ботвинник – это просто потрясающая редакция! И мы, режиссеры, старались соответствовать уровню литературного материала. Помню, одна авторша из краеведческого музея дала текст о путешествии Лисянского и Крузенштерна на шлюпе «Диана», вести ее я дала Мирославу Матвеевичу Кацелю, народному артисту России, с прекрасным голосом.

И когда я получаю текст, там написано вместо «шлюп Диана» - «Шмон Диана». Я удивилась, но думаю, когда дадут мне микрофонную папку, там должно быть все правильно. В если есть название лодки «тузик», то может быть и «шмон» Мирослав Матвеевич читает своим прекрасным бархатным голосом везде- «шмон Диана». Передача прошла в эфир, звонит автор материала, плачет, говорит- что теперь будет? В страхе все- режиссеры, редактор, исполнители, операторы… Ждем час, неделю, месяц… И ни одна собака не нажаловалась начальству. Потом стали потихоньку в своем кругу острить насчет «шмона», это стало говоря сегодняшним языком «Мемо», н запомнила этот случай я на всю свою жизнь. Если не знаешь какого-то слова - перепроверь десять раз.

Вскоре председателем телерадиокомитета стал Юрий Генрихович Кассович, фронтовик, человек большого такта, сдержанный, умница, не бросавший слов на ветер. Собирают на совещание со всего края из корпунктов сотрудников - из районов Полины Осипенко, Нанайского и других. Мне предложили разобрать на этой учебе две передачи, и рассказываю я на примере «шмона» - не употребляйте неизвестных слов. Все хохочут, но вдруг открывается в 3 студи дверь, и входит Юрий Генрихович. Посмотрел, как все ухохатываются, и говорит- не замечал в вас, Галина Ивановна, наклонности к юмору. Я говорю, дело прошлое- и рассказала про «Шмон Диана». Он выслушал, скупо улыбнулся, и ушел из студии.

А еще была у нас хорошая диктор Игнатенко, с красивым, бархатным глубоким голосом, она на общественных начала была в месткоме казначеем и все время считала взносы. И утром в прямом эфире как-то говорит: «Хабаровское время 6 часов 25 копеек» Это тоже стало у нас поговоркой. И вот эти эпизоды при вей их трагикомичности показывают трепетное отношение дикторов, режиссеров, актеров, редакторов к слову, к правильному его звучанию. Ведь в те времена радио являлось своеобразным камертоном, по которому радиослушатели всей страны учились правильному произношению, ударению, склонениям и спряжениям.

Муж мой служил капитаном первого ранга в Амурской флотилии. Я ему испортила адмиральскую карьеру, ему предлагали должность на Камчатке и адмиральское звание, а мне так нравилась моя работа, и я в слезах ему говорю – нет- нет-нет! Потом он стал руководить учебным отрядом матросов- это пять тысяч головорезов. Девичья фамилия у меня была Долгова, а по мужу – Завода. И когда были гонения на космополитов, то платили мне зарплату на «нерусскую» фамилию Завода, а на Долгову. Даже приехавший ревизор ничего не мог понять. И в середине 30-х годов, и когда я уже пришла работать   в 50-х годах радиокомитет помещался в том же здании- на Запарина, 80, там еще на верхних этажах помещался Стройбанк. А уж оттуда радио переехало в 90-х годах в новый дом на Площадь Славы, где находится и поныне. Конечно, условия в старом здании были стесненные. Помню, когда пришел на должность председателя Юрий Генрихович Кассович, он принимал дела, входил в курс проблем.

А я писала передачу, и сильно мешал стук, строительный шум- несмотря на звукоизоляцию. И влетела я к нему в кабинет, и с места начала эмоционально требовать- «сделайте хоть что-нибудь»! А он никак не мог понять, что я от него требовала, и долго ко мне относился с опаской, как к излишне эмоциональному работнику. Но когда я сделала передачу к годовщине 9 мая. Тогда я впервые в своей жизни заставила Елену Паевскую, заслуженную артистку, - вести передачу совершенно по-новому. И этой победой я перешла своеобразный рубикон, а материал мне прислала чтица Ленинградской филармонии Ирина Васильева. Ирина- поразительно талантливый человек, и по рассказам Михаила Анчарова она прислала мне композицию, я по ней сделала передачу. Толь эко она вышла в эфир, и меня зовут к телефону – это Юрий Генрихович. И он не речистыми фразами, а емкими, но простыми словами, душевно поблагодарил меня и коллектив за хорошую передачу.

Это так звучало, что мне как будто орден на грудь повесили. И еще один штрих - когда я, бросив все, повезла мужа на срочную операцию в Москву, оставив какую-то записку- типа «решайте сами, как со мной поступить». А мне уже было 55 лет, и мне полагалась пенсия. И мне потом говорят, что на летучке Юрий Генрихович сказал, что   Галина Ивановна Долгова остается режиссером, – это дорогого стоит! Такой это был человек, фронтовик, снайпер на фронте, справедливый и мудрый. При подготовке передач литературно-драматического вещания мне довелось общаться со многими творческими личностями- писателями, поэтами, актерами. Приходил в студию Василий Шукшин, он все время записи сидел мрачный.

А наш Хабаровский писатель Александровский - так трепетно относился процессу создания передачи, бесконечно спрашивал- как будет правильно, все ударения по моей указке проговаривал по многу раз. Часто приходили в студию писатели Николай Рогаль, Василий Михайлович Ефименко – он после записи выходил из студии красный, и говорил: лучше вагон разгрузить, чем сидеть у микрофона. Прекрасный, открытый был писатель Анатолий Вахов, это была просто изумительная личность, с живым внутренним порывом. Другие писатели были сдержанные, а это был изумительный, распахнутый человек. Золотусский сидел на передачах мрачный. Иван Ботвинник -  к нему так снисходительно относились - да это просто Ваня Ботвинник. А потом у него вышла книга- «Парни ехали на войну», и готовили мы передачу, читала я текст дома поздно вечером – и вдруг понимаю - ведь это писатель! Да какой!

Побежала к телефону-автомату на улицу, дозвонилась, высказала свое восхищение- и потом стала иначе смотреть на Ботвинника. А писатель Всеволод Никанорович Иванов – он любил приходить в редакцию, там у нас было большое кресло, и он, грузный, величавый, садился в это кресло, рассказывал. Как – то я выбегаю из студии, где писала его передачу, что-то спрашиваю, он отвечает притчей. Я, махнув рукой, убегаю, и только на следующий день понимаю мудрость его притчи – настолько талантливый был он человек.

Я очень любила постановочные передачи делать, и как-то мне в руки попал материал об Айседоре Дункан. Я к редактору Сергею Чумакову обратилась- а он прохладно отнесся к этой идее, дескать. кому это нужно. Но я все-таки нашла студийное время, привлекла актеров, и сделала передачу. И вот приходу однажды на работу- а в холле висит огромный плакат- «Поздравляем Галину Ивановну с победой на Всесоюзном конкурсе!». Оказывается, был объявлен в Гостелерадио конкурс, и в числе других передач послали и мою – о Дункан. И когда сегодня вдруг из фондов радио дают старые записи постановок радиоспектаклей. – это такое чудо! А то, что сейчас пытаются делать на радио- моноспектакли это называют– нет школы чтецкой, нет режиссуры – меня просто оторопь берет: что же вы делаете! За музыкальными форцацками забывают и о смысле, и о слушателях. Я с большой благодарностью вспоминаю своих помощников- операторов звукозаписи Галю Щербакову, Людмилу Мельник, Ларису Долгополову. Без их помощи невозможно было создать передачи.

Потрясающий инженер был Сережа Кользун – вот, помню, в 5 студии не идет звук, и все. Я умоляю - Сережа, посмотри, сделай что-нибудь. Он говорит, Галина Ивановна, по измерительной ленте выставили звук- но не идет запись. Переходим в другую студию, И вдруг заходит Сережа и говорит, Галина Ивановна, вы правы, там в 5 студии пол отошел на 5 сантиметров, и это давало плохой оттенок звука. Вот такой он был ответственный человек.

Но надо отметить, что все эти наши передачи- постановки, радиоспектакли, композиции – мы делали для жителей нашего края, и всегда помнили о этом. И очень радовались, когда приходили письма, или раздавались звонки, и нас благодарили за приобщение к высокому искусству. Помню, я читала в эфире отрывок из книги писателя Русскова, и после этого заболела, попала в больницу. И слышу одна молодая особа передает в палате этот рассказ, и при этом упускает одно звено. Я поправляю ее- но она отмахивается, и продолжает рассказ, затем вспоминает это звено. И обращается ко мне- вы ведь правы были! Я говорю- ведь это я читала рассказ в эфире. И ведь она с одного раза, послушав передачу, запомнила все детали!

Геннадий Ведерников.

Фото: из архива Г.И.Заводы

Филармония приглашает Хабаровчан

 

0405-17-2

1 июня, четверг, 11.00

Ко Дню защиты детей

Культурно-оздоровительная акция для детей

ШАГ

В концерте принимают участие: ансамбль камерной музыки «ГЛОРИЯ», руководитель – Юлия НИКОЛАЕВА, музыкальный проект «ОТРАЖЕНИЕ», Анастасия КОРНИЕНКО (сопрано),

Цена билета: 200 рублей

 

6 июня, вторник, 18.30, Камерный зал  12+

Ко Дню рождения А.С.Пушкина

МЕТЕЛЬ

Литературно-музыкальный спектакль по одноимённой повести А.С.Пушкина

В спектакле звучит музыка П.Чайковского, М.Глинки, С.Рахманинова, Г.Свиридова

Филармонический театр «ГЕЛИКОН», художественный руководитель – Марина КУНЦЕВИЧ

Автор сценария, режиссёр-постановщик, исполнитель – Марина КУНЦЕВИЧ

Цена билета: 400 рублей

 

7 июня, среда, 11.00  6+

Музыкальная сказка для детей и родителей

ГАДКИЙ  УТЁНОК

По мотивам сказки Г.Х.Андерсена

Ансамбль камерной музыки «ГЛОРИЯ», художественный руководитель – Юлия НИКОЛАЕВА

Сказку читает мастер художественного слова Марина КУНЦЕВИЧ

В программе прозвучит музыка русских и зарубежных композиторов

Цена билета: 200 рублей

 

9 июня, пятница, Камерный зал, 18.30    6+

Всероссийский виртуальный концертный зал

Ко Дню рождения А.С.Пушкина

ЕВГЕНИЙ  ОНЕГИН

Исполнители: Дмитрий ДЮЖЕВ (художественное слово), Наталья ГАВРИЛОВА (фортепиано)

Режиссёр – Антонина КУЗНЕЦОВА

Музыка С.Прокофьева

Цена билета: 100 рублей

 

13 июня, вторник, 11.00   6+

Для детей и родителей

ПОЁМ  ВМЕСТЕ

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Дирижёр – лауреат международных конкурсов Ася ФУРТА

В концерте принимают участие детские хоровые коллективы ДМШ и ДШИ г.Хабаровска

В программе песни из мультфильмов композиторов В.Шаинского, М.Дунаевского, Б.Савельева, Г.Гладкова, А.Рыбникова

Цена билета: 200 рублей

 

15 июня, четверг, 18.30  6+

ЗАКРЫТИЕ  78-го  КОНЦЕРТНОГО  СЕЗОНА  ФИЛАРМОНИИ

Концерт творческих коллективов и солистов филармонии

Цена билета: 400-600 рублей

 

16 июня, пятница, 18:30, 6+

Открытие Слёта самодеятельной и туристской песни им. Ю.И.Визбора

«ФОРТУНА-2017»

В концерте прозвучат классические бардовские песни известных авторов-исполнителей:

Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Виктора Берковского, Юлия Кима и других

Цена билета: 400-800 рублей

 

18 июня, воскресенье, 17:00, 6+

Закрытие Слёта самодеятельной и туристской песни им. Ю.И.Визбора

«ФОРТУНА-2017»

Специальные гости: Павел ФАХРТДИНОВ (Москва), Андрей СОРОКАЧ (Магадан), Вениамин КИМ (Сахалин), Сергей РЫБАЛКА (Владивосток), Юлия КИСЕЛЁВА (Хабаровск)

В программе бардовские песни и произведения современных авторов

Цена билета: 400-800 рублей

 

20 июня, вторник, 18.30   6+

Вечер органной музыки

ГАЛОПОМ  ПО  ЕВРОПАМ

Солистка – Екатерина ОГАРКОВА

В программе – органное путешествие по странам Европы

В концерте принимают участие Павел ШВЕДОВ (кларнет), артистка Краевого музыкального театра Галина ГРИШИНА (сопрано) 

Ведущая – музыковед Ирина БАТРАЧЕНКО

Цена билета: 400-800 рублей

 

21 июня, среда, 11.00,   6+

Для детей и родителей

ШЕХЕРЕЗАДА

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Дирижёр – Руслан АНТИПИНСКИЙ. Сказку читает Татьяна ПАРШУКОВА

По мотивам цикла арабских сказок «Тысяча и одна ночь»

Н.Римский-Корсаков музыка из Симфонической сюиты «Шехерезада»

Цена билета: 200 рублей

 

21 июня, среда, 18.30   6+

ХИТЫ  СЕЗОНА

Ансамбль камерной музыки «ГЛОРИЯ», художественный руководитель – Юлия НИКОЛАЕВА

В концерте принимают участие: Елена КРЕТОВА (вокал), Виктор СТЕЦЕНКО (аккордеон), дуэт Анны и Сергея УВАРОВЫХ, мужской вокальный квартет «ТРИУМФ»

Прозвучат самые яркие музыкальные номера из концертных программ ансамбля

Цена билета: 200-600 рублей

 

27 июня, вторник, 18.30   6+

КРУГОСВЕТНОЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Дирижёр – лауреат международных конкурсов Ася ФУРТА

Солисты: Наталья АБРАМОВА (вокал), Даниил БАРИНОВ (аккордеон), Ирина ТАРАСЮК (балалайка), Максим АБЕЛЕНЦЕВ (ксилофон)

В программе музыка народов мира

Цена билета: 300-500 рублей

 

29 июня, четверг, 18.30  6+

БИТЛЗ.  АББА.  ГОЛЛИВУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Дирижёр – Руслан АНТИПИНСКИЙ

В программе композиции из репертуара групп «The Beatles», «ABBA», музыка из мюзиклов и голливудских фильмов

Цена билета: 400-800 рублей

 

5 июля, среда, 18.30, Фойе 2-го этажа  6+

Вечер вокальной музыки

ВЕЛИКАЯ  РУССКАЯ  МУЗЫКА

Солистка – лауреат Международного конкурса им.В.Беллини Эльвира САНИЕВСКАЯ (сопрано)

Партия фортепиано – Марина КИШКО

В программе арии из опер и романсы русских композиторов: П.И.Чайковского, А.Даргомыжского, С.Рахманинова, Г.Свиридова

Цена билета: 400 рублей

 

7 июля, пятница, 18.30  6+

Ко Дню семьи, любви и верности

ЛЮБОВЬ  В  СЕРДЦАХ

Ансамбль камерной музыки «ГЛОРИЯ», художественный руководитель – Юлия НИКОЛАЕВА

В концерте принимают участие: Елена КРЕТОВА (вокал), Виктор СТЕЦЕНКО (аккордеон)

В программе произведения П.И.Чайковского, Е.Доги, А.Петрова, К.Гарделя, И.Штрауса, музыка из советских и зарубежных кинофильмов

Цена билета: 300-500 рублей

 

29 августа, вторник, 18.30 6+

ЗОЛОТЫЕ  ХИТЫ  СОВЕТСКОЙ  ЭСТРАДЫ

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Дирижёр – лауреат международных конкурсов Ася ФУРТА

Солистка – Анастасия КОРНИЕНКО (сопрано)

Цена билета: 200-600 рублей

Хабаровские «горьковчане»

 

0305-17-6

Фронтовик написал историю завода и поселка имени А.М. Горького

В 1949 году Владимир Ханцевич, 24-летний лейтенант запаса,  кавалер трех орденов Красной Звезды, устроился помощником мастера на завод №83. Это прежде номерное и секретное предприятие в Хабаровске известно как завод имени А.М. Горького.

На нем Ханцевич работал всю жизнь. По направлению завода получил высшее образование, возглавлял планово-экономический отдел, был заместителем директора по производству. Когда вышел на пенсию, взялся за написание книги о заводе и поселке. Благо, к середине 90-х с предприятия был снят гриф секретности. Что касается поселка имени А.М. Горького, то он всегда был частью Хабаровска.

- Самыми трудными для меня были главы книги, посвященные довоенным и военным годам, - признается Владимир Иосифович. - Не только потому, что я сам в то время на заводе не работал. Как оказалось, материалы краевого архива, вывезенные в Сибирь из-за возможного нападения японцев, доставили после войны во Владивосток, где они застряли. В общем, о 30-х и 40-х годах я писал, основываясь на воспоминаниях первостроителей завода и поселка, тружеников тыла.          

Сооружение авиаремонтного завода и моторных мастерских в Хабаровске началось по решению Совета Труда и Обороны, который возглавлял председатель Совета Народных Комиссаров СССР Вячеслав Молотов. Работы развернулись на двенадцатом километре пути из краевого центра в пригородную Гаровку 85 лет назад - в апреле 1932 года.

К началу следующего года на строительстве было занято порядка шестисот человек. Цеха и бараки возводились из древесины. Ее заготавливали на южной окраине города в Сосновке, откуда доставляли по узкоколейной железной дороге. Было направлено обращение писателю А.М. Горькому с просьбой дать согласие назвать строящееся предприятие в его честь. В июне 1935 года выдавший первую партию капитально отремонтированных моторов завод вступил в строй с подчинением Народному комиссариату авиационной промышленности.

               Истребители. Штурмовики. Бомбардировщики

К 1941 году завод имел в своем составе мотороремонтный и самолеторемонтный цеха, а также объекты жизнеобеспечения, благодаря которым производство и социальная сфера получали электричество, тепло, воду. В первые дни войны более четырехсот заводчан ушло на фронт. Их места заняли женщины-домохозяйки и подростки. Иван Анисимов, Михаил Илюшин, Степан Михайлов, другие школьники, оставив книжки и тетрадки, осваивали слесарное и токарное дело. Директор Н.И. Муратов и парторг ЦК ВКП(б) И.А. Мартынов представили в наркомат авиационной промышленности и местные партийно-советские органы план перевода завода на режим военного времени.

Он продолжил ремонт и модернизацию истребителей И-15, И-16, Як-7, штурмовиков Ил-2. Когда началась сборка истребителей Як-3, выяснилось, что для их взлета полоса заводского аэродрома коротковата.

- В здании заводского аэропорта сегодня размещается хлебозавод №4,   а коллективный сад имени И.В. Мичурина занимает территорию заводского аэродрома, - уточняет Ханцевич. - Чтобы не сворачивать производство Як-3, было принято решение переместить завершающие сборочные работы на Большой Аэродром. Там же проводились испытательные полеты...

В кооперации с заводом №126 (ныне Комсомольский-на-Амуре авиазавод имени Ю.А. Гагарина) выпускались бомбардировщики ДБ-3 и штурмовики Ил-4. Бензобаки, подмоторные рамы, устройства для подъема шасси, другие узлы изготавливались в Хабаровске и отправлялись в Комсомольск-на-Амуре.

                           Щеглов, Чиркин и остальные

Газета «Правда», которая была главной газетой страны, написала о «горьковском» слесаре Илье Щеглове. Он придумал и сделал приспособление, позволившее выполнить дневную норму на 2100 процентов. Тысячником, иначе говоря, выполнившим план более чем на тысячу процентов, стал и кузнец Алексей Чиркин. Второго мая 1942 года в паре с подручным Иваном Ширшовым он выполнил сменное задание на 1300 процентов. К рекордной выработке Чиркин пришел не вдруг, добиваясь выполнения заданий сначала на шестьсот, а потом на восемьсот процентов. И в послевоенные пятилетки он оставался примером для заводских кузнецов.

В каждом цехе были свои, как тогда выражались, стахановцы - последователи Алексея Стаханова, самого известного рабочего предвоенного времени, отличавшегося наивысшим выполнением сменных заданий на угольной шахте. Среди стахановцев завода Горького фигурировали токари И.Ф. Ягов, Н.Т. Куликов, слесари Е.М. Белоградов, В.П. Смирнов, клепальщик П.С. Маликов, сварщик П.М. Козленков.

Трудились, себя не щадя, жены воевавших на фронте заводчан. Работая токарями, фрезеровщиками, гальваниками, А.Л. Антонова, А.И. Богаева, А. И. Волкова, другие женщины, вернувшись с завода, брались за дела домашние. В условиях барачного житья-бытья это было нелегче производственной нагрузки, ведь приходилось рубить дрова, топить печку, носить воду. Понятно, дети помогали, однако круг семейных хлопот оставался бесконечным. Совершенное женщинами в Великую Отечествнную - это подвиг, каждодневный и всеохватный.

- Было организовано производство запалов для гранат, - напоминает Ханцевич. - Для этого завод изготовил 226 настольных токарных станков, 26 настольных револьверных станков, 14 эксцентриковых прессов, а также большое количество специальной оснастки для механической обработки, сварки, сборки узлов и деталей.

Кроме того, на заводе развернулась сборка автомобилей «Студебеккер» и «Додж» из узлов и агрегатов, поступавших по ленд-лизу - американской программе помощи союзникам.

                                Фронтовая бригада

«… Помню, в начале войны как-то собрал ребят. Говорю им то, что не раз говорил мне заводской учитель мастер Харламов. Если заказ большой, не делай вручную, механизируй, изобретай.

Ребята это поняли. Каждый стал думать, как ускорить процесс обработки деталей, как сделать в минуты то, на что отведены часы, - рассказывал бригадир фронтовой бригады «горьковчан» Александр Матвиенко. - В это время в бригаде был поставлен первый крупный производственный рекорд.

Добился его молодой рабочий комсомолец Толя Свирский. Ему поручили произвести большое количество деталей. Надо было делать их ручным способом. Он подумал, я ему помог. Сделали штамп, перевели обработку детали на механический способ. И работа пошла по-другому. Комсомолец Свирский дал в смену 15 норм.

Это событие всех нас приятно удивило. Мы поняли, что наши достижения - две-три нормы в смену - мизерны по сравнению с тем, чего мы можем достичь.

Посыпалось много рацпредложений. Комсомолец Григорий Карионов внес ценнейшее предложение. Его тут же осуществили. Таким образом брак в обработке деталей был сведен к нулю, процесс работы ускорился в пять-шесть раз.

Сам я в дни Отечественной войны внес 25 производственных предложений. Все они реализованы».

Монолог бригадира фронтовой бригады Матвиенко был записан в 1942 году. Тогда же в инструментальном цехе появился 19-летний Евгений Поскребышев, прибывший из Удмуртии по комсомольской путевке. Слесарем-инструментальщиком он работал всю жизнь, стал Героем Социалистического Труда, почетным гражданином Хабаровска. При этом самой дорогой для себя наградой Евгений Михайлович считал медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Показательный факт: 2762 работника завода Горького были отмечены орденами и медалями действительно за доблестный труд в военные годы. Как подсчитал Ханцевич исходя из общей численности персонала, награжден был каждый второй.

                              Май 45-го и апрель 61-го

О капитуляции Германии и долгожданной победе он узнал под Смоленском, где остановился состав, который следовал из Восточной Пруссии на Дальний Восток. Запомнился не только теплый солнечный день, выпавший на 9 мая, не только митинг, организованный командованием с приглашением жителей близлежащих сел. Он увидел, как колхозники пахали поле. В упряжи стояли не лошади и даже не коровы. На их месте были женщины и подростки, которые впряглись в лямки и тащили плуг.

Когда Ханцевич устроился на завод Горького, в цехах и отделах говорили не о самолетах, а о кораблях. В июне 1946 года по решению Совета Министров СССР завод был передан министерству судостроительной промышленности. Предприятие было переориентировано на производство палубных механизмов. Со временем завод стал многономенклатурным, выпускающим изделия малыми сериями как для гражданского, так и для военного судостроения. Были построены литейный и кузнечные цеха, освоен выпуск резинотехнических изделий и пластмассовых деталей. Пиком развития завода стало освоение производства парогенераторов для атомного судостроения. По решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР были выделены средства не только на производство, но и на соцкульбыт. Благодаря этому начался снос бараков, и поселок Горького приобрел свой сегодняшний облик. Примечательная деталь: когда снимали документальный фильм в честь полувекового юбилея завода, который отмечался в 1985 году, не могли найти барак, чтобы запечатлеть, с каких строений начинался поселок Горького. Пришлось слукавить: в кадр попал барак с жилмассива завода «Дальдизель».

В 1965 году накануне 20-летия Победы в сквере у заводского Дома культуры был открыт мемориал погибшим «горьковчанам». Шестьдесят шесть фронтовиков увековечены на плитах. Но каждый май при возложении венков к мемориалу возникают разговоры, что негоже забывать о тех, кто ковал победу в тылу. Как дополнить мемориал, чтобы не ощущали себя ущемленными труженики тыла?.. Владимир Иосифович Ханцевич, воевавший на 3-м Белорусском фронте, освобождавший Восточную Пруссию, полагает, что память о работниках завода, которые Победу, как поется в песне, приближали, как могли, должна быть увековечена в заводском поселке.

Хотя поселок Горького с приснопамятных 90-х годов не ведомственный, а муниципальный. Как Дом культуры, как детсады. А Дворец спорта «Заря», переданный в муниципальную собственность, отдан в частные руки. Да и сам завод то ли государственный, то ли частный, то ли еще работает, то уже нет. В общем, от происходящего на заводе Горького в самом деле горько.

Правда, никуда не делась улица Жуковского, названная в честь ученого, первого руководителя аэрогидродинамического института. Улица Серова по-прежнему напоминает о легендарном летчике, Герое Советского Союза, который командовал эскадрильей на Дальнем Востоке и сражался с фашизмом в Испании. А улица Гагарина, ставшая главной в заводском поселке, когда на месте бараков поднялись пятиэтажки, как подтверждение, что космос начинается с небес, что бороздящие воздушное пространство корабли и самолеты создают на земле, что без мая 1945 года не состоялся бы апрель 1961 года.

                                                                        Михаил Карпач

На снимках: В.И. Ханцевич;

Хабаровскому ТЮЗу поможет кабмин

 

2704-17-2

          Об этом сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе форума «Культура – национальный приоритет». Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал идею создания театров для детей, и сообщил, что в этом году на эти цели будет выделено 300 млн. руб.

"Я поддерживаю предложение начать новый проект, посвященный театрам для детей. В этом году мы начнем финансирование этого проекта, направим 300 млн. руб. с продолжением финансирования проекта в ближайшие годы", - заявил Медведев.

Он отметил, что от работников культуры, так же как и от воспитателей, учителей и преподавателей вузов зависит то, какими вырастут дети. Нужно прививать вкус к фильмам и книгам, живописи и театру, надо с самого юного возраста, "если мы хотим, чтобы наши дети не только умели играть в компьютерные игры, но и понимали серьезное театральное, драматическое, музыкальное искусство", - отметил премьер.

"Именно в России действительно появились первые театры для детей. Сейчас они практически не создаются, хотя объективности ради, надо сказать, что у нас их немало. А новые, качественные постановки для детей, для подростков действительно знакомят их и с нашей великой русской литературой, и мировой классикой, и они нужны как никогда", - подчеркнул премьер.

Что касается классических театров в регионах, то программа по предоставлению этим учреждениям дополнительной поддержки от государства будет продолжена.

«Важно, чтобы и региональные, и муниципальные власти, получив деньги из центра, не переставали оказывать поддержку театрам из собственных бюджетов. Мы не замещаем обязательства региональные и федеральные. Важно, чтобы это происходило и на региональном, и на муниципальном уровне. Федеральная власть будет помогать, но только совместными усилиями мы сможем добиться большего. Конечно, люди ждут новых постановок. В этом смысле нужно идти навстречу пожеланиям и принять решение об увеличении финансирования театральных и филармонических гастрольных проектов как федеральных, так и межрегиональных», - уверен Медведев.

Напомним, в этом году Хабаровский край в рамках проекта «Театры малых городов» для финансовой поддержки творческой деятельности театров получил из федерального бюджета около  5,4 млн. рублей. Еще 1,7 млн. рублей на эти цели было выделено из регионального бюджета.

Глава кабмина также пообещал поддержку талантливым творческим коллективам, актерам и режиссерам в каждом регионе страны.

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика