USD
1
Доллар США
66,754 -1,470
EUR
1
Евро
76,233 -1,419
CNY
10
Китайских юаней
96,989 -2,232
JPY
100
Японских иен
60,092 -1,763
Дата: 15.08.2018
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Культура

Пропел гудок заводской

 

2812-17-1

Среди юбилеев и дат ушедшего года - 115-летие завода «Дальдизель». В 1902 году в шести километрах от центра Хабаровска были построены новые артиллерийские мастерские Приамурского военного округа. Они представляли собой два кирпичных корпуса, в которых разместились различные производства. А именно линейное, слесарное, сборочное и другие.

В обоих корпусах было не только паровое отопление, но и электрическое освещение, чего тогда не имел Хабаровск - столица Приамурского генерал-губернаторства. По сути это был завод, располагавший металлорежущими станками, вагранкой и горнами, в которых плавился металл.

Через несколько лет уже не в мастерских, а на заводе «Арсенал» работало около пятисот человек. Большинство из них были солдатами. Жили они в казармах рядом с производственными корпусами. Каждый из солдат, направленных в «Арсенал», имел специальность. Иосиф Терешкевич был токарем, Василий Парфенов - столяром. После службы они остались работать на заводе, перейдя в разряд вольнонаемных. Обзавелись семьями, построили дома в арсенальной слободке, положив начало династиям, гремевшим на «Дальсельмаше», заводе имени В.М. Молотова, «Дальдизеле». Предприятие меняло название, неизменно оставаясь первым, когда речь заходила о промышленном потенциале Хабаровска.

Ванков

Появление новых корпусов артиллерийских мастерских, как и завода «Арсенал», неразрывно связано с Семеном Ванковым, уроженцем Болгарии, служившим в Русской императорской армии. В 1897 году он прибыл в Приамурский военный округ в звании подполковника, имея за плечами не только боевой опыт, полученный в ходе освобождения исторической родины от турецкого владычества. Выпускник артиллерийской академии, он возглавлял артиллерийский арсенал Туркестанского военного округа. Благодаря его настойчивости арсенал в Ташкенте был преобразован в мастерские.

В мастерских Приамурского военного округа изготавливали орудийные лафеты, шестерни, шкивы. Из продукции гражданского назначения - чугунные решетки и садовые скамейки. Здесь был отлит 35-пудовый двуглавый орел, установленный на постаменте у железнодорожного вокзала Хабаровска в честь окончания строительства стальной магистрали, связавшей Приморье и Приамурье. Приняв командование мастерскими, Ванков, получивший звания полковника, считал это недостаточным.

Добившись строительства новых корпусов, что позволило расширить производственные площади, оснастив их оборудованием, он будто предвидел русско-японскую войну 1904-1905 годов, когда действующая армия нуждалась в тыловом обеспечении. Война закончилась поражением России, однако хабаровский «Арсенал» вышел из нее достойно, существенно нарастив потенциал.

Семена Николаевича можно считать основателем не только первого в Хабаровске завода, но и первого профессионального учебного заведения. Это была ремесленная школа, в которой готовили токарей, слесарей, столяров. Режим дня был жесткий: подъем в шесть утра, затем зарядка и молитва. Кстати, одновременно с цехами и казармами была построена церковь. Жители арсенальной слободки в ней венчались, крестили детей, прощались с усопшими.

Обучение на рабочих местах подкреплялось общеобразовательными предметами. Иван Гладков, Николай Масальский, Иннокентий Ильин, другие воспитанники ремесленной школы стали свидетелями новоселья: из бревенчатого строения она переехала в двухэтажное кирпичное строение7 со всеми коммунальными удобствами. Позже в нем, уже надстроенном, размещалось профтехучилище, готовившее кадры для «Дальдизеля».

Сам завод в советской историографии подавался как центр революционного движения Приамурья. Это не особенно вяжется с Ванковым, которому в 1911 году было присвоено звание генерала. Судя по сохранившимся обращениям к нему, Семен Николаевич был для солдат и рабочих как отец родной. Известен случай, когда он уволил заместителя по хозяйственной части из-за недовольства низового персонала.

Вообще Ванков - едва ли не фигура №1 в дореволюционном Хабаровске. Это он обосновал необходимость создания городского водопровода, который считается предтечей сегодняшнего горводоканала. Это он выступил инициатором строительства электростанции, и ее здание возвышалось у городской набережной до реконструкции парка. Семен Николаевич избирался почетным директором краеведческого музея, занимал общественные должности в местном отделении Русского географического общества.

После 1917 года он работал в Высшем совете народного хозяйства, который управлял экономикой советского государства полтора десятка лет. Сферой деятельности Ванкова являлся, как выражаются теперь, военно-промышленный комплекс. По сути это было продолжением того, чем занимался он, возглавляя артиллерийские мастерские и завод «Арсенал» в Хабаровске.

Панасенко

В 1931 году в инструментальный цех завода пришел Петр Панасенко. Ему исполнилось шестнадцать лет, он окончил ремесленное училище, в которое приехал из пригородного села Ильинка. Там еще до революции обосновался его дед по отцовской линии со своими братьями. Все пять братьев Панасенко перебрались на Дальний Восток из Могилевской губернии.

Завод назывался «Дальсельмашем», выпускал продукцию сельхозназначения, в частности, молотилки, отмеченные Высшим советом народного хозяйства. Но историческая связь с артиллерийскими мастерскими и заводом «Арсенал» не прерывалась: в 1932 году в связи с 30-летием предприятия были поощрены молотобоец Ахмет Гареев, слесари Иоганн и Юлиус Шмидты, другие ветераны производства. Несколькими годами раньше формовщик литейного цеха Василий Куликов был удостоен звания Герой Труда, что стало признанием не только его мастерства, но и значения завода в экономике города, края, страны. С созданием Народного комиссариата тяжелой промышленности завод входит в его структуру. Начинается реконструкция: в цехах устанавливаются мостовые краны, термические печи, молоты и прессы, вводятся в строй насосная и компрессорная.

Разворачивается стахановское движение, названное так в честь шахтера Алексея Стаханова, переполнявшего норму выработки. Среди первых стахановцев завода - слесарь-лекальщик Панасенко. На завод устраиваются его брат Григорий, сестры Вера и Антонина. К 1940 году объем выпускаемой заводом продукции по сравнению с 1928 годом возрастает без малого в полтора десятка раз.

В сентябре 1941 года командующий Дальневосточным фронтом генерал Иосиф Апанасенко премирует лекальщика инструментального цеха Панасенко. Понятно, что завод переведен на выпуск военной продукции. Действующая армия начинает получать от него противотанковые пушки и мины. Хотя вопрос остается: за что генерал армии премировал лекальщика? Сам Петр Евстафьевич об этом не рассказывал. Есть предположение, что за разработку шаблона для отливки затвора противотанковых ружей, изготовление которых по кооперации было налажено Дальневосточным фронтом.

Впрочем, были не только поощрения. Когда на мины стали приходить рекламации, суть которых сводилась к тому, что не было должного разброса поражающих элементов, был звонок из Москвы с предупреждением, что виновные будут привлечены к ответственности по законам военного времени.

В Великую Отечественную завод увеличил выпуск продукции в семь раз. В 1946 году перед ним была поставлена принципиально новая задача - освоить производство двигателей для рыбопромыслового флота.

В 50-е годы по всей стране создаются бригады коммунистического труда, в Хабаровске одну из первых таких бригад возглавил Панасенко. В 60-е годы завод переименовывается в «Дальдизель» и приступает к производству целого семейства судовых двигателей.

В 1966 году Петру Евстафьевичу Панасенко присваивается звание Героя Социалистического Труда. В 1971 году выпускаемый заводом дизель-генератор отмечается Государственным знаком качества СССР. Продукция завода экспортируется в десятки стран. В 1983 году, когда краевая столица праздновала свое 125-летие, Петру Евстафьевичу Панасенко было присвоено звание почетного гражданина Хабаровска. Общий стаж династии Панасенко на заводе к тому времени перевалил за тысячу лет.

Яскевич и другие

В 2002 году «Дальдизель» отметил 100-летие, однако юбилейные торжества не могли скрыть очевидного: реформы либерального толка оказались губительными для промышленного производства, и это в полной мере ощутил на себе не только «Дальдизель», но и заводы имени С.М. Кирова и А.М. Горького, станкостроительный и судостроительный, другие хабаровские предприятия.

Опустевшие цеха «Дальдизеля» сегодня осваивают предприниматели: кто-то перерабатывает автошины, для кого-то предпочтительней торговля мебелью. Самое парадоксальное в том, что часть персонала и оборудования «Дальдизелья» переместилась на завод имени С.М. Кирова, тоже обанкроченный. Но именно в его корпусах выполняется ремонт судовых дизелей, изготавливаются запчасти к ним.

Владимир Рябухин пришел на «Дальдизель» после механического техникума, начинал наладчиком, вырос до начальника механического цеха. После закрытия завода организовал частное предприятие, взяв в аренду помещение, приобретя металлорежущие станки, подобрав персонал. И четко сознавая, что продукция «Дальдизеля» эксплуатируется во всех регионах страны, а значит, есть потребность в запчастях. Недавно Владимир Павлович предпочел заслуженный отдых, а предприятием руководит Александр Гвазава, выходец из того же механического цеха.

Александр Кондаков, за плечами которого были отдел главного конструктора и испытательный цех «Дальдизеля», в качестве предпринимателя взялся за ремонт дизелей судов типа река-море. Подобрал оборудование и кадры, наладил партнерские связи с судовладельцами не только Дальнего Востока, но и других территорий страны.

Продолжает функционировать база отдыха «Нептун» в Приморье. Теперь это тоже предприятие, зарабатывающее предоставлением услуг, выдерживающее конкуренцию в сфере сезонного отдыха.

Бывший начальник литейного цеха «Дальдизеля» заслуженный металлург РФ Анатолий Яскевич стал профессором ТОГУ. За восстановление памятника Муравьеву-Амурскому, устройство памятника погибшим в Афганистане, который больше известен как черный тюльпан, другие работы в монументальном искусстве Анатолий Павлович удостоен звания почетного гражданина Хабаровска.

Бывший главный инженер «Дальдизеля» Виктор Руденко возглавляет отдел капитального строительства Дальневосточной генерирующей компании. Работавшей в планово-экономическом отделе завода Антонине Пономаревой менять профессию не пришлось: она устроилась на предприятие, выпускающее продукцию для железной дороги. В общем, труженики «Дальдизеля» в большинстве своем не потерялись: нашли работу, приносящую достаток и удовлетворение. Но почему щемит сердце, когда вспоминается людской поток, устремленный по утрам к проходным завода?

Чувство личной сопричастности к делам большого коллектива непередаваемо. Оно вдохновляет, очищает, сближает. И не отпускает, куда бы ни приводила потом судьба.

Михаил Карпач

Делать жизнь с кого

 

2706-16-1

         В уходящем году исполнилось 20 лет студии документально-исторических фильмов «ТПН», и так совпало, что ее двадцатым фильмом стала лента об Евфимии Путятине, моряке и дипломате, государственном деятеле России середины XIX века.

Выпускник Морского училища, считавшегося кузницей офицерских кадров, первое в жизни кругосветное путешествие он совершил под началом Михаила Лазарева, мореплавателя и флотоводца. Того самого, в честь которого назван поселок в Николаевском районе. А еще раньше - мыс, известный своей близостью к Сахалину, начатым, но не законченным строительством тоннеля, который должен был соединить материк с островом.

В 45-минутной ленте представлены исторические планы и современные съемки, дающие представление о службе Путянина Отечеству. Вот он, капитан-лейтенант, командует корветом и фрегатом. Вот участвует в боевых действиях, освобождая от турецкого владычества кавказское побережье. Вот он, в звании капитана 1-го ранга, отправляется в Англию, после чего на первое место в его неустанной деятельности волею самодержцев выходит дипломатия.

Перечисление в ленте фамилий тех, с кем сводила судьба Путятина в разные годы воинской и дипломатической службы, впечатляет не меньше, нежели красочный видеоряд, кстати, подобный мастерски. Так, в экспедиции к берегам Японии вместе с Путятиным участвуют Иван Гончаров, автор романа «Обыкновенная история», Александр Можайский, в будущем пионер отечественной авиации, Константин Посьет, в честь которого назван залив на юге Приморья. Уместно воскликнуть вслед за классиком: «Да, были люди…»

Итогом миссии вице-адмирала Путятина стало заключение первого договора о дружбе и торговле с Японией, который вошел в историю как Симодский трактат. Полтора с лишним века миновало, однако до сих пор в японских городах стоят памятники русскому адмиралу. И открыты музеи с экспозициями, посвященными Симодскому трактату.

Путятин был первым из представителей европейских государств, подписавшим торговое соглашение с Китаем. Фильм студии «ТПН» напоминает о свершениях Путятина на восточных рубежах России, о которых сегодня известно узкому кругу специалистов истории и дипломатии. Соотечественники, проживающие на Дальнем Востоке, по выражению поэта, в сплошной лихорадке буден, увы, о нем подзабыли.

Возвращение из забытья выдающихся имен и событий - это линия, которой студия «ТПН» неизменно верна. Главная фигура «ТПН» - Александр Ничиков. Коренной хабаровчанин, инженер-строитель по вузовскому диплому и трудовому стажу, он душой прикипел кинодокументалистике.

При создании фильмов Александр Александрович не ограничивается подбором фактов и кадров, предоставляя слово экспертам. Это преподаватели вузов, сотрудники музеев, ветераны, отдавшие жизнь утверждению и сохранению российской государственности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Впрочем, за два десятка лет сам Ничиков стал знатоком исторической проблематики, проникся патриотизмом не без сожаления о том, что в пору крушения СССР и появления новой России западные ценности потеснили в умах молодых свое, родное, чем гордились веками.

Накопленным знаниям нужен выход: часть фильма посвящена отношениям России с ближайшими соседями на нынешнем временном отрезке. Это небезынтересно, но урезает экранные минуты у повествования о самом Путятине, человеке неординарном во всем, включая внутренний мир. «Слыл человеком с твердым характером и железной волей», - писал о нем Петр Валуев, возглавлявший МВД и кабинет министров Российской империи, одновременно отмечавший набожность Евфимия Васильевича, его приверженность религиозному поведению и мировосприятию.

Военный историк почетный гражданин Хабаровска Александр Филонов, принявший участие в обсуждении фильма, привел такой факт, к сожалению, не вписавшийся в ткань киноленты. В пору знаменитых сплавов адмирал Путятин был первым, кто прошел вверх по Амуру, от лимана до Усть-Стрелки - места, где начинается великая река, ныне относящегося к Забайкальскому краю. Без преувеличения, это был подвиг.

После премьеры, которая состоялась в краевой научной библиотеке, неизменный руководитель студии «ТПН» по традиции вручал диски с записью фильма. Их получили проживающие в Хабаровске ветераны военно-морского флота, представители организаций, причастных к военно-патриотическому воспитанию, а также парни и девчата из кадетской школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова, что в Краснофлотском районе краевого районе.

Михаил Карпач

Новый медцентр в Комсомольске

 

21042013-4

  Изучив представленные материалы, эксперты Главгосэкспертизы России пришли к выводу, что результаты инженерных изысканий и проектная документация соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям, а проектная документация - результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки. Также в ходе проверки было установлено, что сметная стоимость строительства определена достоверно. По итогам рассмотрения выданы положительные заключения.

Онкологический диспансер появился в Комсомольске-на-Амуре в середине шестидесятых годов XX века и с тех пор из маленькой больницы на 40 коек вырос в современное медицинское учреждение. В 2014 году был открыт новый хирургический корпус с тремя операционными, в ближайшем будущем в рамках долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре планируется строительство новых объектов диспансера, которое проведут в три очереди. 

На первом этапе будет построен патологоанатомический корпус общей площадью 3070 кв.м и трансформаторная подстанция. Вторая очередь предполагает сооружение трехэтажного радиологического  корпуса, где расположатся  лечебное радиологическое отделение, центр позитронной эмиссионной томографии и палатное радиологическое отделение на 40 коек. 

Радиологический корпус будет связан  переходом с существующим хирургическим отделением и с поликлиникой, строительство которой предусмотрено в рамках реализации третьей очереди. Двухэтажная поликлиника площадью 2800 кв.м сможет принимать до 150 пациентов в день, здесь же разместится дневной стационар на 15 мест. 

В рамках проекта, одобренного Главгосэкспертизой России, территория застройки будет озеленена и благоустроена: здесь появятся проезды, площадки и автостоянки, тротуары и пешеходные дорожки, а перед главными входами в корпуса оборудуют площадки для отдыха.

Дед Мороз уехал из Владивостока

 

0211-17-1

 2 ноября стартовал всероссийский проект «Путешествие Деда Мороза», в рамках которого Дед Мороз из Великого Устюга принял участие в отправлении специального багажного вагона с подарками с железнодорожного вокзала Владивосток. С помощью холдинга «РЖД» новогодние подарки доставят в более чем 200 социальных учреждений в 29-ти городах России.

Поезда привезут подарки Деда Мороза в крупнейшие города страны: Иркутск, Красноярск, Томск, Кемерово, Барнаул, Новосибирск, Омск, Великий Устюг, Тюмень, Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов,  Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Тула, Калининград, Санкт-Петербург, Вологда, Череповец, Ярославль. Для реализации проекта холдингом «РЖД» выделены специальные вагоны: багажный (для перевозки подарков) и пассажирский купейный (для Деда Мороза и его команды), которые будут включаться в составы поездов дальнего следования.

В каждом городе Дед Мороз посетит социальные учреждения и детские больницы, многодетные и малообеспеченные семьи, а также проведет различные мероприятия для населения городов. Проект финиширует  29 декабря на Казанском вокзале Москвы. Завершится его путешествие в Москве участием в главной ёлке страны.

Как подчеркнул директор по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, для холдинга «РЖД» это очень важный и значимый проект и, объединяя страну от Владивостока до Калининграда, российские железные дороги помогут Деду Морозу исполнить желания детей, сделав Новый год для них по-настоящему волшебным праздником.

Основная цель проекта – исполнение заветных желаний тех, кому особенно важна встреча с великим волшебником: детей с особенностями развития и здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, а также ребят из многодетных семей.

 

Качну серебряным тебе крылом

 

2510-17-1

 Первый хабаровский аэровокзал: ломать - не строить?

В уходящем году исполнилось десять лет, как появилось на свет распоряжение федерального правительства, в котором  расписаны этапы реконструкции воздушной гавани краевой столицы или, если дословно следовать документу, аэропортового комплекса «Новый» (Хабаровск).

 Пожалуй, самый близкий к завершению этап - работы, связанные с воздушным движением. Выполнено устройство искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы№1, на очереди реконструкция рулежных дорожек, установка светосигнального оборудования, но не это мы будем обсуждать сегодня.

Другой этап предполагает расширение площадей для обслуживания пассажиров. В его рамках стартовало строительство терминала внутренних авиалиний. Верней, произведен снос терминала, выведенного из эксплуатации более четверти века назад. Пассажиров отправляет и принимает терминал,  заложенный в СССР,  заработавший в новой России, но мы не станем делать упор на нем, как и на будущем терминале, благодаря которому пассажиропоток на внутренних маршрутах увеличится в полтора раза.

Администрация аэропорта устами пресс-секретаря заявила о сносе первого хабаровского аэровокзала. Того самого, с колоннами, округлыми окнами,  башенкой на крыше. Сообщение ввергло в шок не только авиаработников разных поколений, для которых здание начала  50-х годов как родительский дом. Неравнодушные хабаровчане просят нас выяснить, почему руководство аэропорта  решило не сохранять памятное строение,  каким образом оно мешает реконструкции. Наконец,  с чего бы то при обилии общественных советов,  прочих демократических институтов берет верх голое администрирование.

                             Не разрушение, а сохранение

Если верить бумагах, направляемым ОАО «Хабаровский аэропорт» в инстанции, запланированную на 2010-2020 годы реконструкцию затормозил кризис. Произошло удорожание заемного финансирования,  снизился объем перевозок  на внутренних и  зарубежных линиях. Решено не гоняться за двумя зайцами  и  взяться за терминал внутренних авиалиний. Площадка определена. Это территория упомянутого двухэтажного терминала-«стекляшки»  с рекламными щитами, выходившими на остановку троллейбусов и автобусов.  Между прочим,  возражений по поводу его сноса не звучало. Всем понятно, что здание свое отслужило и с позиций архитектурной ценности ничего собой не представляет.

Но зачем избавляться от первого аэровокзала, примыкающего к  международному терминалу? Тем более что расширение  этого терминала из-за кризиса перенесено на 2021-2026 годы. А само расширение представляет собой  строительство пристройки к действующему терминалу.

Взглянем на хабаровский аэропорт не с позиций функциональности зданий и сооружений, а с точки зрения архитектурной достопримечательности.  Вывод напрашивается сам: международный терминал - это, грубо говоря, сарай. К нему предлагается пристроить сарайку, которая увеличит площадь помещения на 38,7 процента. Ради этого решено в ускоренном порядке разрушить первый аэровокзал - пожалуй, единственное здание в аэропорту, где более-менее выразительна архитектура. Даже прямоугольник «Дальаэронавигации», если не брать во внимание модерновые панели на фасаде,  - это общага с однотипными оконными проемами. 

Пресс-служба аэропорта сообщила, что на месте снесенного аэровокзала будет разбита рекреационная зона с сохранением сосен,   высаженных у аэровокзала в великие для гражданской авиации 50-е годы, когда в небо поднялись реактивные лайнеры.  Видимо,  для  цинизма нет предела, ибо нам предлагается подышать воздухом и размять ноги по сути на останках выдающегося прошлого.

Руководителя архитектурно-проектной мастерской «Акант» дважды лауреата премии правительства РФ Александра Мамешина я разыскал по телефону в Москве.

- Скрывать не стану, вылетал не без грусти, вглядываясь в аэровокзал, который стал неотъемлемой частью Хабаровска,  его архитектуры советского периода.  Не могу представить: я возвращаюсь домой - и на месте аэровокзала пустое место. Уверен, это  огорчит  многих,  - услышал я от известного хабаровского архитектора.

Напомню, что он был автором проекта реконструкции главной площади краевого центра, которая предстала в обновленном облике. При обилии современных материалов и форм площадь сохранила свой исторический облик, к которому в свое время приложил руку Ефим Мамешин, как нетрудно догадаться, отец Александра Мамешина.

- Подлинная архитектура - это не разрушение, а сохранение, - напомнил Александр Ефимович.

Пожалуй, решающий довод ОАО «Хабаровский аэропорт», объясняющий его бульдозерный настрой,  -  отсутствие аэровокзала в перечне памятников истории и культуры края. Это правда, но не вся правда.

                             Кривое зеркало краевого совета

Передо мной фолиант, под крепкими обложками которого собрана информация о памятниках истории и культуры. Это издание правительства края, причем, второе, переработанное и дополненное. Но избавилось ли оно от перекоса, который очевиден даже для неспециалиста?

Большинство хабаровских строений, признанных памятниками,   возведено до 1917 года.  Впечатление такое, что в краевом совете перестроечного призыва,  который активно наделял статусом объекта культурного наследия здания и сооружения,   преклонялись перед дореволюционным и ненавидели  советское. К примеру, памятниками были признаны, вероятно,   все сохранившиеся  производства хабаровского купечества,  невыразительные «деревяшки»  на пятачке у «Интуриста»,  гауптвахта, в которой атаман Калмыков устроил пыточную.  Но среди памятников я не обнаружил высотку «Хабаровсккрайстроя»,  если не ошибаюсь, первое 16-этажное здание в городе,  не уступавшее министерским билдингам Нового Арбата.
Краевого совета нет без малого четверть века, но перекос никуда не делся. Как полагают в управлении государственной охраны культурного наследия правительства края, созданном год назад взамен аналогичной структуры в составе регионального минкульта, не проявляют инициативы муниципальные  власти, общественные организации.

-  Мы готовы подключаться, привлекать специалистов для государственной  историко-культурной экспертизы, - услышал я в отделе учета объектов культурного наследия.

Правда, инициатива профсоюза летного состава поддержки не получила. И по части отнесения аэровокзала к памятникам  истории и культуры  регионального значения, и по части присвоения аэропорту имени Бориса Езерского, совершившего более двухсот боевых вылетов в Великую Отечественную и отмеченного девятью орденами,  возглавлявшего Дальневосточное управление гражданской авиации.

- Это он пробил строительство аэровокзала, - объяснил мне заместитель председателя Дальневосточного профсоюза летного состава Игорь Свердлов.

- Мы не ожидали, что за отказами последует снос, - продолжил заслуженный работник транспорта РФ Владилен Юдин, который первый раз увидел аэровокзал в 1962 году, будучи курсантом летной школы. - Это варварство!  Не верится, что здание невозможно сохранить и использовать.

С Виталием Грегулем, в прошлом командиром корабля, за плечами которого три с лишним десятка летной работы, мы размышляли,  как   типовой аэровокзал составил основу целого квартала на прилегающей к нему площади. Там выросла гостиница, открылся ресторан «Аквариум», ставший на хабаровской земле символом оттепели -  исторического отрезка в 50-60-е годы, когда торжествовали мысль, талант, оригинальность. Подтверждением этого был сам «Аквариум» с его округлой формой и стеклянным фасадом. А еще ансамблем Вячеслава Захарова,  исполнявшим в «Аквариуме»  джаз.

В постсоветское время Захаров стал народным артистом России, но «Аквариум» снесли. Похоже, детище оттепели не вписалось в планы реконструкции.  Как мы видим, это была первая жертва  пренебрежения прошлым, что демонстрирует сегодня  ОАО «Хабаровский аэропорт». 

Примечательный факт: железнодорожное ведомство при реконструкции вокзала в Хабаровске, развернувшейся два десятка лет назад,  постаралось вернуть ему исторический облик. ОАО «Хабаровский аэропорт» поступает ровным счетом наоборот. И ссылка на то, что аэровокзал не относится к памятникам истории и культуры,  - не более чем повод.

                                Манкурты нового века

В середине 70-х годов союзный минздрав выделил средства на строительство общежития для Хабаровского мединститута. Средства немалые, ведь это было первое в системе минздрава общежитие не коридорного, а секционного типа, причем, каждая секция располагала санузлом, что считалось коренным улучшением студенческого житья-бытья. К тому же  высотка облицовывалась плитами из белого цемента,  и этот способ отделки фасада в Хабаровске еще не применялся. В зоне строительства оказался дореволюционный особняк, в котором размещался «Малышок» - известный горожанам дом регистрации новорожденных. «Малышок» тогда, как аэровокзал сегодня, не имел статуса памятника истории и культуры. Его планировалось снести.

Спас «Малышок»  председатель горисполкома Павел Морозов - тот самый, который обосновал необходимость второй магистрали в Индустриальном районе, и теперь она, выводящая из центра к «Амуркабелю», носит его имя.

- Был изменен проект.  Общежитие  по месту посадки чуть развернули, - вспоминает ветеран треста «Жилстрой», а в ту пору мастер Александр Бланков.

«Малышок» уцелел. В 1991 году, он, верней, жилой дом офицера В.В. Дмитриева постройки 1907 года, получил статус объекта культурного наследия. Как мы убедились, сохранение без оглядки на статусность реально. Почему таким путем не пошло ОАО «Хабаровский аэропорт»?  Разве созидание и позитив невозможны без разрушения и поношения?

Вот сообщается, что аэровокзал 1954 года постройки признан ветхим и непригодным для обслуживания пассажиров. Похоже,  это  тот самый случай, когда унтер-офицерская вдова сама себя высекла. Ведь  существующее с 2005 года ОАО «Хабаровский аэропорт» могло бы принять меры для того, чтобы состояние аэровокзала не было столь прискорбным. За примером далеко ходить не надо: в краевой столице предостаточно школ довоенной и послевоенной постройки, и выглядят они как яичко ко Христову дню. Неужели то, что по силам муниципалитету, неподъемно для коммерческой структуры межрегионального характера?

Пассаж о зале официальных делегаций или, как его еще называли,  депутатском зале подталкивает  читающую и смотрящую публику к мысли, что аэровокзалом пользовалась партийно-советская номенклатура. А раз так - нехай он идет под снос, как памятник создателю ЧК, что был низложен в считанные минуты. Разве это не подспудный призыв к ненависти? Я назову тех, кто в 50-60-е годы  пользовался депутатским залом аэровокзала. Это сталевар завода «Амурсталь» Комсомольска-на-Амуре депутат Верховного Совета РСФСР Алексей Войтович, это доярка колхоза «Заветы Ильича» Биробиджанского района депутат Верховного Совета СССР Мария Покатыло. Выдающиеся труженики, неутомимые общественники. Но поставлена на поток медиапродукция,  в которой если не прямо, то косвенно их унижают.

О памяти и беспамятстве я говорил со Светланой Гребенкиной, ветераном госслужбы. В 1962 году она,  тогда дошкольница, на битком набитой народом площади аэровокзала вручила цветы прилетевшему в Хабаровск Юрию Гагарину. Эти фото- и кинокадры теперь хранят хабаровские музеи. Сама Светлана Васильевна в недоумении: как можно сносить то, что буквально дышит историей?

Манкуртами называл писатель Чингиз Айтматов людей, лишенных памяти помимо их воли. В ХХI веке мы пытаемся противостоять манкуртам, которые сами предпочли забыть о героическом прошлом ушедшего столетия, которые считают себя собственниками, менеджерами, медиаперсонами. Советская история в их восприятии - это черная дыра, от которой нужно быстрей избавиться. Согласимся ли мы с такой трактовкой истории отечества?

                                                          Михаил Карпач

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика