USD
1
Доллар США
65,814 0,283
EUR
1
Евро
75,324 -0,599
CNY
10
Китайских юаней
94,937 0,223
JPY
100
Японских иен
58,546 0,117
Дата: 20.10.2018
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Культура

200 лет Нелькану

 

0508-18-1

В селе Нелькан Аяно-Майского района Хабаровского края продолжаются праздничные мероприятия, посвященные 200-летию села. Поздравить юбиляра приехали творческие коллективы из всех сел района: Аян, Джигда, Аим, которые представили свои музыкальные номера-открытки. Также в рамках празднования впервые прошел финал районного конкурса «Сияние звезд».

«Зрители долго не могли определить победителя - настолько все были хороши, поэтому пришлось устроить дополнительный конкурс, в котором коллективы пели акапелло», - рассказала жительница села Нелькан Елена Ефеменко. 

В «Битве хоров», которую устроили между коллективами сел района, в итоге победил хор из села Аян «Лада». На втором месте «Поющие сердца» из Нелкькан которые представили мюзикл «Золушка», замкнул тройку призеров хор «Сельские зори» из села Джигда – они подготовили вариацию на тему «Как лиса петуха воровала».

На юбилей Нелькана приехали также бывшие жители села из разных регионов России. 

«У нас жила девочка – Юлия Кобас. Сейчас она взрослая девушка, но не забывает нас, прилетела, чтобы поздравить, а в качестве подарка исполнила красивые восточные танцы», - рассказала Елена Ефеменко.

Все гости перед началом праздника, согласно эвенкийскому обычаю, прошли через обрядовые ворота. На берегу реки Мая жители приготовили уху из тайменя и красной рыбы, национальные эвенкийские блюда. 

В воскресенье, 5 августа, празднование юбилея продолжится туристическим слетом «Турград-2018».

 

Особенные из удэге

 

3107-18-3

О сказительнице, ансамбле «Су Гакпай», доме в селе Дада

 

В Доме народного творчества Хабаровского краевого научно-образовательного творческого объединения культуры состоялось презентация книги удэгейской сказительницы Валентины Кялундзюга «Два солнца».

При поддержке министерства природных ресурсов края состоялось переиздание сборника сказок, иллюстрированного Геннадием Павлишиным, изданного в 1974 году Хабаровским книжным издательством. С тех пор немало воды утекло в реке Хор, в верховьях которой стоит удэгейское село Гвасюги, где живет и творит почетный гражданин района им. Лазо лауреат премии Министерства культуры РФ «Душа России» в номинации «Народный сказитель»  Валентина Тунсяновна Кялундзюга.                                            Без малого сорок лет она возглавляла исполнительную власть в родном селе. Среди ее печатных работ - удэгейский букварь, удэгейско-русский словарь в трех книгах, том «Фольклор удэгейцев» в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».  Она - лауреат премии правительства Хабаровского края в номинации «За научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейную и просветительскую деятельность».

                              Мама сказку напевала

При обилии титулов и званий Валентина Тунсяновна - поразительно скромный человек, в чем участники презентации могли убедиться, познакомившись с  ней,  приехавшей  из Гвасюгов  с фольклорным ансамблем «Су Гакпай» -  «Лучи солнца», как нетрудно догадаться, ей же руководимым.  С изрядной долей иронии  рассказывала  она, как оставалась в шалаше одна, поскольку мать и отец уходили на охоту, и  четырехлетней девчушке приходилось беспрестанно топить печку, чтобы не замерзнуть в сихотэ-алиньской тайге. 

Даже сегодня, в XXI веке, к Гвасюгам нет нормального проезда из райцентра, и каждый пускающийся в почти 100-километровый путь на автомобиле подобен путешественнику, рискующему всем. А что происходило во второй четверти ушедшего века, когда единственной транспортной артерией был Хор с притоками, представить несложно. При этом у нее, бабушки и прабабушки,  самые добрые впечатления  о детских годах.  Главным образом потому, что мама перед сном рассказывала  сказки. «Она устанет за день, а я все равно ее прошу, - вспоминала  Валентина Тунсяновна. - Каждую сказку мама напевала…»

Эти напевы она исполнила в зале Дома народного творчества. Вот медведь, большой и ревущий. Вот чайка, набирающая высоту и смеющаяся. Вот мастерицы, изготавливающие из рыбьей кожи одежду и обувь,  усердные и певучие.  «Каждый из нас, наверное, хотел иметь такую бабушку, добрую и мудрую», - высказалась ее знакомая хабаровчанка, которая принесла в подарок сказительнице желтые бархатцы  в цветочном ящичке с землей.

Валентина Тунсянова, худенькая, в оранжевом национальном халате, принимала поздравление от председателя совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края И.А. Бельды, мастерицы декоративно-прикладного искусства члена Союза художников Е.А. Киле. Из села Дада Нанайского района приехала на презентацию М.Г. Кимонко, которая полвека с лишним назад вышла замуж за удэгейца, выросшего в Гвасюгах,  ходившего  с Валентиной Кялундзюга в школу-семилетку.  «Наш дом украшают удэгейские узоры Николая Лесовича», -  не преминула добавить о супруге Мария Григорьевна Кимонко, и  долгий счастливый брак удэгейца и нанайки,  посвятивших жизнь охранению культурного наследия братских народов, вызвал аплодисменты.

Надежда Кялундзюга выбралась в краевой центр из Гвасюгов, чтобы в присутствии творческого и начальственного люда сказать добрые слова своей знаменитой землячке. Но радость была со слезами на глазах. «Нам запрещали говорить на удэгейском языке, - вспомнила Надежда Сидоровна недавние времена. - И так, свободно, как детстве, когда я говорила и песни пела, у меня теперь не получается.  Сегодня в школе учат удэгейскому языку. Но дома не говорят на нем, как говорили мы…»

Проложить асфальтовую дорогу до Гвасюгов, похоже, проще, чем вернуть в общение удэгейский язык.  Но разве по-другому у нанайцев и ульчей, других коренных малочисленных народов, проживающих в Хабаровском крае и не только в нем?

                             Слово, музыка, фантазия

«На протяжении последних десятилетий культура коренных малочисленных народов Дальнего Востока неоднократно переживала периоды сложных трансформаций, ведущих к размыванию традиционного наследия», - отметила в своем выступлении на круглом столе «Путь к истокам», который предшествовал презентации книги, заведующая кафедрой культурологии и музеологии Хабаровского государственного института культуры Я.С. Крыжановская.

В самом общем плане эти изменения обусловлены следующими факторами. Первый - довлеющее присутствие русской культуры через государственный язык, литературу, кино, телевидение. Второй  - активные процессы глобализации, направленные на интеграцию и унификацию во всех сферах общественной жизни. 

Но вряд ли следует кричать караул, поскольку «на фоне реальной угрозы забвения национальных ценностей активизировались этнорегиональные движения с их стремлением к возрождению нравственных основ, духовных ценностей этносов». 

Вероятно, к таким движениям относится территориально-соседская община «Удэ», возглавляемая В.Т. Кялундзюга.

«… человек может жить в городской квартире, а не в традиционном жилище, носить современную одежду, пользоваться всеми благами цивилизации, но при этом сохранять культурную идентичность благодаря знаниям фольклора, традиций, представлений своего этноса», - убеждена Я.С. Крыжановская.

Другое наблюдение культуролога -  сказки и легенды народов Приамурья существовали не только как литературные жанры, как повествование, но и как игровое действо, сочетающее слово, музыку, фантазию.  В начале 2000-х годов музыковед и фольклорист Ю.И. Шейкин, приезжавший в Хабаровск, чтобы возглавить жюри краевого фестиваля «Северная капель», пожалуй, впервые высказал мысль о необходимости создания театра коренных малочисленных народов.

«Цель такого театра - транслировать аборигенный амурский продукт, ввести амуро-сахалинские зрелищные традиции в контекст общеевропейской и мировой культуры, - полагает Я.С. Крыжановская.

                                  Встань на крыло

Фестиваль «Улэн го» или «Хорошее настроение» - детище заведующей отделом традиционной культуры Дома народного творчества Н.Е. Кимонко, между прочим, уроженки Гвасюгов.

В подготовке фестиваля участвуют не только краевое научно-образовательное творческое объединение культуры, муниципальные образования, но и территориально-соседская община «Удэ», региональная молодежная организация «Феникс Амура». В этом году на фестиваль «Улэн го», который проходил во Дворце культуры профсоюзов в феврале, собралось полтора десятка молодежных коллективов самодеятельности. Как уточнила Н.Е. Кимонко, выступая на круглом столе, фольклорных, песенно-танцевальных, хореографических, вокальных. Также участвовали мастера декоративно-прикладного искусства. География поселений, откуда прибыли участники «Улэнго», впечатляет: это Охоморье, Приамгунье, Нижний Амур, восточные и южные районы края.

«Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное, что очень важно для современного молодого человека», - подчеркнула Н.Е. Кимонко, подразумевая не только фестиваль «Улэн го», ставший традиционным, но и молодежный лагерь «Встань на крыло», соревнования по национальным видам спорта,  творческую смену «Дети Амура» в летних оздоровительных лагерях.

                           Коренные смотрят в корень

На статистику опиралась в своем выступлении на круглом столе «Путь к истокам» главный специалист министерства образования края В.А. Ончукова. Из ста сорока пяти народов, проживающих в Хабаровском крае, восемь - коренные, живущие здесь исконно. Изучение родных языков ведется в тридцати трех общеобразовательных учреждениях тринадцати муниципальных районов края.

В сферу деятельности министерства входит подготовка учителей родных языков, разработка и издание учебных пособий. Весной состоялась олимпиада среди школьников, в которой победили представители нанайского этноса. «Дети показывают хорошие результаты. Мы видим их заинтересованность в изучении родного языка и родной культуры», - сказала В.А. Ончукова.

Слова благодарности звучали в адрес регионального министерства природных ресурсов. Не только за переиздание книги «Два солнца» В.Т. Кялундзюга,  но и за поддержку множества других инициатив. Действительно, МПР края в постсоветской реальности - главный смотрящий за происходящим в национальных поселениях. Там строятся образовательные, культурно-досуговые,  прочие учреждения. Но это -  одна сторона медали.

Другая сторона - уход государства из экономики в начале 90-х годов и, как следствие, ликвидация оленеводческих совхозов и рыболовецких колхозов, коопзверопромхозов и потребкооперации. В общем, всего того, что давало аборигенам работу и средства для существования.

Не секрет, что на последних президентских выборах в отдельных районах республики Саха (Якутия) предпочтение было отдано кандидату от КП РФ, который в предвыборную компанию эти районы даже не посещал.  Очевидно, что таким образом  люди протестовали против  реформ либерального толка, загнавших национальную глубинку в нищету и безысходность.  Протестные настроения  вряд ли сойдут на нет, если власть  по-прежнему будет озабочена обслуживанием бизнеса, игнорируя экономическую составляющую большинства соотечественников.

                                  Актуальный сюжет

Звучал бубен, школьники в удэгейских халатах показывали инсценировку сказки «Два солнца», которую излагала Валентина Тунсяновна. Верней, напевала, и это придавало действию необыкновенный колорит. О чем сказка? О том, что несчастья и страдания останутся  позади, что наступит благополучие и гармония.

Актуальный сюжет, не правда ли?

                                                          Михаил Карпач

На снимке: В.Т. Кялундзюга.

Скоро – кинофестиваль ДФО

 

2506-18-2

Оргкомитет II Дальневосточного фестиваля игрового любительского кино «Точка возврата» объявляет о начале приёма заявок на участие!

Начиная с 25 июня 2018 года, каждый, кто хочет, тот может заявиться на основной творческий конкурс и для этого
-  или прислать уже готовый ИГРОВОЙ (то есть художественный) фильм длительностью до 30 минут, отвечающий духу Фестиваля и снятый  в период с 2016 по 2018 годы;
- или до конца сентября 2018-го СНЯТЬ игровой художественный фильм, той же длительности – до 30 минут, и так же отвечающий условиям, указанным на сайте Фестиваля (и прислать его на суд оргкомитета и жюри, разумеется).

Чтобы стать участником Основного Конкурса Фестиваля, нужно скачать приложение к этому пресс-релизу, заполнить там свободные поля и прислать его на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript " data-params="new_window&url=%23compose%2Fmailto%3Dtovodv%2540gmail.ru" data-click-action="common.go">mailto:tovodv@gmail.ru с пометкой «ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ». Там же оставить ссылку для скачивания вашего фильма.

Технические требования к фильму: ссылка на файл формата .avi или .mpeg4. Качество картинки: HD, FullHD, 4К.

ОКОНЧАНИЕ ПРИЁМА ЗАЯВОК: 25 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА, 00 часов 01 МИНУТА.     


Принимаются только фильмы, снятые на Дальнем Востоке! любительскими! съёмочными коллективами. Работы, не вошедшие в конкурсную программу, будут показаны в рамках фестивальных мероприятий, но не будут оцениваться членами жюри и, соответственно, не будут претендовать на награды. 
Для удобства проведения Основного Конкурса мы снова разделили наш регион на три пояса: 
Амурский: Амурская область, ЕАО, Хабаровский край. 
Полярный: Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский АО. 
Тихоокеанский: Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область. 

В конкурсную программу войдёт не более 5 (пяти!) фильмов от каждого пояса. Однако, оргкомитет может увеличить число фильмов от пояса, если по-настоящему достойных работ будет больше лимита. 

Кроме основного конкурса опять состоится и «лагерный» - в нём примут участие фильмы, снятые и смонтированные всего за 2 дня во время выезда на «пленэр». В этом году «кинолагерей» будет 2!


- Что такое «кинолагерь»? Это когда три команды, в составе каждой из которых - режиссёр, его ассистент, оператор, звукорежиссёр, монтажёр и актёры – выезжают на загородную локацию, творят там без устали, так, чтобы к вечеру второго дня родился фильм, готовый к показу, - рассказывает Роман Овсейчук, шеф-редактор фестиваля, - и в этом году мы проведём 2 таких креативных сессии: одну под Хабаровском 8-9 сентября, вторую под Уссурийском 15-16 сентября.  В каждом, повторюсь, работают 3 команды, а значит, на выходе мы получим 6 фильмов, среди которых и будем определять победителя в этой конкурсной программе.


Участие в лагерях – размещение, питание – бесплатное, но добираться до Хабаровска, и соответственно до Уссурийска придётся за свой счёт. Подробнее о том, как попасть на кинолагерь расскажем в следующих релизах.

 

- Уже второй раз Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата» выигрывает в конкурсе проектов финансовую поддержку от Фонда Президентских грантов, - говорит Алла Джан-Ша, директор Фестиваля, - и конкуренция, поверьте, была мощнейшая. В первом конкурсе этого года только из Хабаровского края поступило больше ста заявок. Фонд отобрал 19 проектов. По количеству баллов от экспертов мы на четвёртом месте. Значит, наши доводы возымели эффект, проект признан значимым, интересным и новаторским.

 

На проведение «Точки возврата-2018» Фонд выделяет чуть больше 2 миллионов рублей (2212176,00 руб). Кроме того, софинансирование из других источников составит почти 700 тысяч (678 300,00 руб.)

Кроме самого Фестиваля и кинолагерей, пройдут и творческие мастерские – например, по написанию сценария. Также со всеми участниками будет вестись постоянный диалог в соцсетях – в паблике «VK» и в группе в «Фейсбуке», а так же в Инстаграм-аккаунте. Там же будет появляться оперативная информация о готовящихся мероприятиях Фестиваля.


Для чего всё это делается?
Причин много, и главная - дать возможность всем дальневосточникам реализовать себя в киноискусстве, несмотря на то, что крупные центры кинопроизводства находятся «по ту сторону» Сибири. Сегодня, когда снять полноценный фильм можно на смартфон, когда тысячи часов видеоматериала ежесекундно заливаются в соцсети и специализированные хостинги, кино становится доступным не только для потребления, но и для создания. Но научиться грамотно снимать игровое кино на Дальнем Востоке негде, и «Точка возврата» ставит себе и эту амбициозную цель – помочь будущим Феллини и Тарковским  освоить теоретические и практические азы кинематографической «кухни».
Кроме того Фестиваль это способ дать понять «остальному миру», что Дальний Восток это не только тайга, икра и медведи – это территория со своими историями, со своей культурой и колоритом, достойная своего «Даливуда» или «Дальфильма». Но на пустом месте киностудии не вырастают, поэтому мы продолжаем фестивалить, учить других, учиться самим.


Посмотреть некоторые фильмы финалисты прошлого фестиваля можно на Youtube-аккаунте «Точки Возврата».


На все вопросы можно получить ответ, написав в пресс-службу Фестиваля Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript " data-params="new_window&url=%23compose%2Fmailto%3Dinfo%2540tochkavozvrata.com" data-click-action="common.go">info@tochkavozvrata.com


А пока – вот ещё раз самые важные даты.
Сам Фестиваль: 11-13 октября, Хабаровск. 
Первый Кинолагерь: 8-9 сентября, с. Переяславка (дружина «Бонивур» КДЦ «Созвездие») 
Второй Кинолагерь: 15-16 сентября, Уссурийск (историко-этнографический комплекс «Изумрудная долина» )

 

Алексей Збарский
пресс-секретарь II Дальневосточного фестиваля
игрового любительского кино «Точка возврата»
+7 914 198 9850

 

Дальневосточный фестиваль «Точка возврата» - это площадка для реализации творческого потенциала кинематографистов-любителей Дальнего Востока.
В рамках Фестиваля непрофессиональные кинематографисты снимают короткометражное кино, где местом действия становится Дальний Восток, с его культурной и природной спецификой.
Фестиваль проводился уже трижды. Дважды - в статусе городского (Хабаровск, 2015, 2016), один раз в статусе регионального (2017).
За это время в нём приняли участие более 300 кинематографистов-любителей из городов: Хабаровск, Владивосток, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Спасск-Дальний, пос. П. Осипенко, Магадан, Южно-Сахалинск, Палана.

«Гроза над Ситой»

 

1406-18-2

Жители и гости поселка Сита Хабаровского края смогли посетить настоящий полевой лагерь, в котором расположились бойцы Хорского партизанского отряда и солдаты атамана Калмыкова. Любой желающий мог пройти ускоренный курс по штыковому бою, рубке клинком яблок, метанию гранат в цель и научиться делать шинельную скатку. Наибольший интерес у юных гостей вызывал «аттракцион» с полевой связью, где друзья могли пообщаться друг с другом с помощью старых аппаратов.

Финалом фестиваля стала военно-историческая реконструкция боя, где партизаны и «белые» сошлись в ожесточенной схватке. В ходе реконструкции никто не пострадал, а по окончании баталии организаторы напомнили гостям, что «правых» и «неправых» в этой братоубийственной войне не было, и такого повторения в современной России быть не должно.

В следующем году организаторы фестиваля планируют расширить интерактивные площадки и удивити гостей новыми форматами.  

Организаторами фестиваля стали хабаровские военно-исторические клубы «Уссурийский фронт» и «Амурский Рубеж», а также из Приморского края «Приморский бастион». Мероприятие проходит при поддержке администрации района имени Лазо. Помогли в организации события хабаровский филиала компании "ГрузовичкоФ" и общество «Двуглавый орел».

Особая благодарность Администрации и жителям посёлка Сита за тёплый прием и помощь в обустройстве.

Дежавю в зеркальном отражении

 

1409-15-99

Фотокорреспондент Владимир Кузнецов в представлении не нуждается: за полвека работы на Дальнем Востоке, где он представлял газету «Комсомольская правда» и журнал «Огонек», а позже на том же поприще трудился в правительстве Хабаровского края,  его фоторепортажи стали неотъемлемой частью нашей жизни. Как переправа Ванино-Холмск и БАМ, новостройки Хабаровска и  заводы Комсомольска-на-Амуре,  таежная и рыбацкая  глубинка.

 Очередная книга мастера еще не в переплете, а в распечатанных принтером листах.  На них публицистика соседствует с кадрами, черно-белыми и цветными, но неизменно притягательными, ибо в них мы с вами и события,  к которым мы имеем прямое отношение. Готовящаяся к изданию книга называется «Дежавю в зеркальном отражении». «Короткое слово из французского лексикона имеет обширное толкование, - вводит нас в курс Владимир Афанасьевич. - Это и ощущение человека уже побывавшего в подобной ситуации, и видевшего представленные картины из прошлого, сохраненного сознанием как приятные и дорогие воспоминания».

Что дорого автору, мы видим с первых страниц. Это Амур, Хабаров и Муравьев, вознесенные на пьедесталы. И, конечно же, Охотск, откуда шло освоение тихоокеанского побережья русскими людьми,  где начиналась история Хабаровского края.

В 1991 году «Комсомольская правда» организовала журналистский тур от истоков Амура до его устья. Две недели международная команда интервьюировала местных жителей, щелкала затворами фотокамер.  «Мы бродили по заросшим уже не холмам, а холмикам, - так описывает Владимир Афанасьевич  посещение Албазина, который трижды сжигали маньчжуры, но казаки, крестьяне, ремесленники неизменно восстанавливали это первое на Амуре русское поселение. - Давным-давно сгнили бревна, ограждавшие крепость, сравнялись с землей строения, и только маленький макет Албазинской крепости - главный экспонат музея - будоражил мысли. И я порой стыдливо опускал глаза, оставляя некоторые вопросы коллег без ответа. Все мы чуть ли не с детства знаем о сражениях на Куликовом поле или под Бородино. История познакомила нас с глобальными событиями жизни России. Но мы не находим времени отклониться от утвержденных в больших кабинетах программ, чтобы познать самим и передать детям то, что происходило на малой родине, чем жили наши предки в третьем, пятом поколении».

«Люблю отчизну я, но странной любовью», - эти лермонтовские строки, наверное, мог бы повторить Кузнецов, не склонный к елею,  воспринимающий  действительность такой,  какая она есть, с провалами в экономике,  обнищанием в глубинке. «Сага о рыбаках и рыбе» - так он назвал главу, в которой раскрывает романтику профессии,  рассказывает о прибрежном и океаническом промысле,  перерабатывающих предприятиях. В упомянутом 1991 году экспедиция «Комсомольской правды» останавливалась в рыбацком поселке Дуди Ульчского района. «Дегустация продукции комбината привела в восторг моих иностранных коллег, - пишет Владимир Афанасьевич. - Волею судьбы через два десятилетия я снова оказался в поселке Дуди. Страшная разруха поразила. Голые стены бывшего консервного цеха смотрели на меня пустыми глазницами оконных проемов. По всей площади огромные россыпи неиспользованной банкотары и проржавевшие корпуса судов. С отходящего теплохода с туристами я сфотографировал две худеньких фигурки, стоящие на берегу. Подумал, что их ждет в завтрашнем дне?..»

С черно-белой фотографии эти девчушки смотрят на нас с полуразрушенного причала.  Московские реформаторы вкупе с местными чиновниками  уготовили им самозанятость, а по сути феодализм. Тысячи тонн нефти закачиваются в танкеры в Ульчском районе,  транснациональные компании подсчитывают прибыль, а что остается коренному населению, кроме убогих жилищ и разбитых дорог?

Морская тема - пожалуй, любимая в творческом багаже Кузнецова. Наверное, потому, что срочную службу он проходил на подводной лодке. Да и кого из дальневосточников не манил флот - военный и пассажирский, научно-исследовательский и ледокольный? Кузнецов имел возможность ходить в моря на разных судах, общаться с  капитанами и не только с ними.  А еще он не откладывал в сторону камеру, если видел то, когда за державу обидно, как выражался таможенник Верещагин из фильма «Белое солнце пустыни». Щемит сердце, когда  мы встречаем в кадре  авианесущий крейсер «Минск», отправленный на металлолом в приснопамятные 90-е годы. И многопалубные круизные суда Амурского пароходства,  погубленные в те же проклятые годы. И станочников  «Дальдизеля», старейшего предприятия Хабаровского края,  записанного в банкроты.  Невольно возникает вопрос: почему могильщики отечественной индустрии до сих пор у власти?

Не только Хабаровский край исходил и объездил Кузнецов. В книге широко представлены Приморье, Сахалин, Крайний Север. Полвека работы на Дальнем Востоке - это не только впечатляющий архив кадров, дружба со своими героями на всю оставшуюся жизнь. Это и личная ответственность журналиста, обязывающая не промолчать, высказаться,  привлечь внимание, когда рядом довольствуются избитой пластинкой «Все хорошо, прекрасная маркиза…»

 Если Кузнецов рассказывает нам о выдающихся деятелях прошлого, благодаря которым Россия прирастала новыми землями на востоке, то он - историк.  В фотографиях, представляющих богатство флоры и фауны Приамурья,  пояснениях и комментариях он - географ и биолог.  Ему, как, впрочем, и всем фотожурналистам, посвятил свои строки хабаровский поэт Александр Урванцев.

   Знаю я, что он всегда неистов,

   Как пчела, туда-сюда снуёт…

   Но скажу: у фотожурналистов

   Жизнь, увы, друзья, совсем не мед.

    Он освоил тысячи маршрутов,

    И еще мне хочется сказать:

     Он готов всегда по трое суток

     Ради снимка одного шагать!

 «Владимир Афанасьевич Кузнецов - человек-эпоха, - написал  в предисловии к книге главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин.  -  Эта эпоха, казалось бы, ушла в далекое-далекое прошлое, и чего ее вспоминать. А вот ничего подобного. Никуда она не ушла. Все это, что кормит и поит страну и обеспечивает ее экономическое выживание, - все это создано как раз теми людьми, чьи лица и дела запечатлел своим старинным фотоаппаратом корреспондент «Огонька» и «Комсомольской правды» Володя Кузнецов. Вместе с ним мы тогда работали на ударных стройках коммунизма на любимом Дальнем Востоке, встречались на просеках будущих великих магистралей и в котлованах будущих городов. Все это было построено как раз в те оплеванные и оклеветанные годы, которые потом обозвали застойными.  Спасибо эпохе. И спасибо хранителю памяти - Кузнецову Владимиру Афанасьевичу».

                                                                 Михаил Карпач

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика