USD
1
Доллар США
58,899 0,062
EUR
1
Евро
69,430 0,132
CNY
10
Китайских юаней
89,132 0,271
JPY
100
Японских иен
52,525 0,652
Дата: 16.12.2017
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Культура

Школьники хотят в небо

 

02-08-17-4

В период летних каникул ОАО "Хабаровский аэропорт" и КГУП "Хабаровские авиалинии" реализовали проект по профессиональной ориентации хабаровских школьников, инициированный одной из городских школ моделизма и робототехники. Ребята, увлеченные конструированием и программированием, познакомились с производственными процессами воздушной гавани в период реконструкции аэродромного комплекса, узнали об особенностях эксплуатации самолета в штатных и нештатных ситуациях, и даже смогли почувствовать себя пилотами.

 

Финальной экскурсией завершился совместный проект ОАО "Хабаровский аэропорт" и КГУП "Хабаровские авиалинии" по проведению профориентационных мероприятий в аэропорту Хабаровск (Новый) для юных техников – будущих программистов, инженеров, авиаторов – посетителей "летних площадок" одной из школ моделизма и робототехники.

Программа экскурсий была выстроена так, чтобы школьники максимально погрузились в работу воздушной гавани. Ключевым составляющим маршрута был объезд аэродромного комплекса аэропорта Хабаровск, который действует в штатном режиме, несмотря на активную фазу реконструкции. На сегодняшний день общестроительная готовность объектов составляет порядка 50%. В непосредственной близости от рабочей ВПП экскурсанты наблюдали за взлетом и посадкой самолетов, их рулением. В районе стоянок ВС они наблюдали обслуживание прибывших рейсов производственными службами аэропорта.

Самые большие ожидания ребят были связаны с посещением воздушных судов, знакомством с устройством и особенностями эксплуатации самолетов.

Обязательным пунктом в программе экскурсий стало посещение учебно-тренировочного самолета Ил-62, который использует служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропорта во время пожарно-тактических учений. Здесь в кресле первого пилота каждый гость воздушной гавани смог подержать в руках штурвал и на несколько минут представить себя командиром экипажа. Ребятам стало известно, с какой целью в учебно-тренировочном самолете находятся специальные манекены и почему они имеют средний вес взрослого мужчины. Более того, во время одной из экскурсий школьники стали свидетелями совместной тренировки аварийно-спасательной команды "Хабаровского аэропорта" и пожарно-спасательного гарнизона города Хабаровска (МЧС).

Неподдельный интерес у школьников вызвало посещение в аэропорту базы КГУП "Хабаровские авиалинии" – авиакомпании, специализирующейся на региональных перевозках. На местах стоянки, где выполняются техническое обслуживание и подготовка к рейсам воздушных судов, ребята знакомились с особенностями конструкции и работы самолетов и их двигателей, слушая увлекательную лекцию об эксплуатации воздушных судов в различных ситуациях, в том числе нештатных.

Завершались экскурсии посещением аэровокзала внутренних авиалиний. Пройдя все необходимые процедуры досмотра службой авиационной безопасности, ребята попадали в чистую зону аэровокзала – зал вылета, где проходили инструктаж по подготовке к авиаперелету: разрешенные к перевозке в ручной клади вещи и так далее. Кроме того, в терминале школьники знакомились с перспективами развития аэропортового комплекса Хабаровск (Новый), которые наглядно представлены на макете будущей воздушной гавани.

"Мы понимаем важность профориентационных мероприятий для подрастающего поколения, и "Хабаровский аэропорт" регулярно реализует различные программы, – рассказала первый заместитель исполнительного директора Эльвира Ванюшкина. – Совместно с партнерами нам удалось реализовать этот проект несмотря на ограничения, связанные с производственной деятельностью в период реконструкции аэродромного комплекса, параллельно которой ведется активная подготовка к строительству нового аэровокзала внутренних авиалиний и реконструкции действующего международного терминала. Уже сегодня совершенно очевидно, что несколько человек из более 80 ребят, побывавших в аэропорту в рамках этой профориентационной программы, свяжут свою судьбу исключительно с воздушным транспортом – такое страстное увлечение авиацией невозможно перерасти. Возможно, в будущем для кого-то еще эти насыщенные экскурсии по аэропорту сыграют значительную роль при выборе профессии".

"Мы с удовольствием подключились к реализации проекта по профессиональной ориентации для школьников – участников летних смен одной из городских студий моделирования и робототехники. Он позволил показать ребятам – довольно подготовленным, то есть с инженерным мышлением, склонностью к технике, – особенности производственной деятельности огромного транспортного узла, познакомить их с работой региональной авиакомпании, поделиться азами технического обслуживания воздушных судов. Наши сотрудники с энтузиазмом откликнулись на предложение провести экскурсии для детей на авиационно-технической базе "ХабАвиа" в аэропорту. Профориентация молодежи – это одно из ключевых направлений социальной деятельности авиапредприятий, это вклад в решение стратегически важной задачи по подготовке новой смены сотрудников", – отметил исполняющий обязанности генерального директора КГУП "Хабаровские авиалинии" Анатолий Миногин.

 

Шоу во Владивостоке

 

0308-17-1

Костюмированное шоу популярных в Японии косплеев впервые пройдет в Приморье в дни международных соревнований по дрифту Asia Pacific D1PrimRing GP 201715-17 сентября.

Интересный сюрприз приготовили болельщикам организаторы международной дрифт-битвы, рассказал генеральный менеджер приморской гонки D1 Оя Тошиюки.

«Что касается сюрпризов, то мы подумываем о том, чтобы привезти с собой популярных японских косплееров», - отметил он.

Косплей -  переодевание в костюмы известных персонажей, героев аниме, комиксов, видеоигр и мультфильмов, - популярное хобби у японской молодежи. В Осаке, например, ежегодно проходит фестиваль косплеев, и улицы города заполняют яркие образы любимых героев, а в Токио популярны косплей-кафе. Приморцы смогут познакомиться с яркой японской субкультурой в дни международной дрифт-битвы Asia Pacific D1PrimRing GP, которая пройдет на «Приморском кольце» с 15 по 17 сентября. Костюмированное шоу, по мнению организаторов, добавит колорита международной дрифт-битве на «Приморском кольце», славящейся зрелищной и насыщенной спортивно-развлекательной программой.

Оя Тошиюки также добавил, на соревнования могут приехать более 100 японских фанатов дрифта.

«Введение электронных виз, а также увеличение регулярных рейсов между Токио и Владивостоком, несомненно, приведут к росту количества туристов, в том числе и на наше мероприятие. С упрощением визового режима мы сможем привести с собой для начала около ста болельщиков из Японии», - заявил он.

Всего же о приморских гонках D1 PrimRing GP знают как минимум 1,2 миллиона японских фанатов дрифта, добавил генеральный менеджер.

Напомним, туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» готовится к четвертой международной дрифт-битве Asia Pacific D1 PrinRing GP 2017. С 15 по 17 сентября на Примринге вновь сойдутся в битве лучшие пилоты из России, Японии, Китая и Таиланда. Зрителей, как всегда, ждет захватывающее зрелище и великолепная развлекательная программа. Кроме того, новый сезон большого дрифта приготовил зрителям много сюрпризов. Так, программу соревнований украсит международный автосалон «Владивосток» VIAS – Vladivostok International AutoSalon. Такая выставка пройдет в Приморье впервые и станет первым совместным проектом Сумотори с японской корпорацией SanEiShobo, промоутером знаменитого Токийского автосалона.

Как отметил руководитель группы компаний «Сумотори» Виталий Веркеенко, автомобильная столица Дальнего Востока России по достоинству оценит специальные версии стандартных автомобилей, новинки тюнинговой индустрии и, конечно же, яркое шоу автосалона.

Подведены итоги конкурса

 

1

Победителей и лауреатов всероссийского конкурса журналистского мастерства «Дальний Восток – восходящая звезда России» наградили во Владивостоке.

28 июля в Приморье чествовали мастеров пера и повелителей слова – на церемонию награждения пригласили победителей и лауреатов конкурса на лучший материал об истории освоения, развитии и жизни дальневосточного региона, учрежденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Конкурс профмастерства проходил по семи номинациям: «Журналистское расследование», «Репортаж», «Интервью», «Интервью-портрет», «Очерк», «Фоторепортаж» и «Мой город – город будущего». В жанровых баталиях приняли участие более 200 авторов со всех концов страны. Среди них не только корифеи региональной журналистики, но и начинающие авторы, восходящие звезды Дальнего Востока.

«Членами жюри учитывались не только соответствие жанровым критериям, но и значимость темы, объективность, стиль изложения, своеобразие журналистского подхода и оригинальные методы подачи материала. В шорт-лист вошли только 40 работ, 14 из них удостоились престижной награды», - рассказали организаторы.

В номинации «журналистское расследование» победителем стала Юлиана Сенько, Общественное телевидение Приморья, лауреатом - Юрий Уфимцев, деловой еженедельник «Конкурент». В номинации «репортаж» лучшей признана Ольга Катренко, ГТРК «Владивосток»,  специальный приз присудили Екатерине Ходюковой, радиостанция «Восток России».

Искусством интервью в совершенстве овладела Наталья Кузьмина, газета «Гудок», лауреатом в этой номинации стала Елена Тихонова, «Хабаровские вести». Победителем в номинации «интервью-портрет» признан Константин Васильев, РИА PrimaMedia, лауреатом - Ирина Манойленко, газета «Биробиджанская звезда».

По словам жюри, сложнее всего было выбрать лучших в номинации «очерк», она пользовалась наибольшим вниманием журналистов. Победителем стала Елена Васильева, региональная общественно-политическая газета «Амурская правда», лауреатом - Владимир Севриновский, DV.land, информационно-деловой медиапроект  ТАСС.

«Фоторепортаж» - вот уж где было разгуляться глазу – дальневосточники трепетно воспевают красоту родного региона, открывая нам удивительный мир: арктические тундры с белыми медведями, уссурийская тайга и земля леопарда,  якутские «Ленские столбы», камчатские лососевые реки, величественные вулканы и гейзеры, термальные источники и реликтовые тисы Сахалина. Как метко выразился один из номинантов конкурса – просто Дальний ВостоРГ. Победителем в этой номинации стал Андрей Осипов, DV.land, информационно-деловой медиапроект  ТАСС, лауреатом – Николай Борисов, Якутское-Саха Информационное агентство YSIA. Эту номинацию особо отметил и партнер конкурса, туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» - это одна из точек притяжения туристов на Дальний Восток и одна из причин приехать в Приморье.

Победителем в специальной номинации «Мой город – город будущего» стала Юлия Шатина, портал Primorsky.ru, лауреатом - Юлия Вильджюнайте, газета «Московский Комсомолец во Владивостоке».

 

Напомним, всероссийский конкурс журналистского мастерства «Дальний Восток – восходящая звезда России» проводился при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по семи номинациям. В качестве тем для творческих работ авторам были предложены: «Дальний Восток - земля переселенцев», «Новые проекты - новые возможности», «Жизнь и современные проблемы развития Дальнего Востока», «Путешествие по Дальнему Востоку», «Я - житель Дальнего Востока» и «Точка опоры». На конкурс поступило более 200 работ со всех концов страны.

Живописцы, окуните ваши кисти…

 

2107-17-6

 

Галерея «Фабрика творчества» отметила выставкой свое трехлетие

«Взаимность» - так называется выставка графики и живописи, которая открылась в галерее «Фабрика творчества». На ней представлены работы Анастасии Реутовой и Ольги Слугиной, Владимира Антонова и Артема Кравцова.

- Первая выставка под таким названием была уличной. Мы организовали ее у хабаровских прудов. Теперь проект получил продолжение в галерее, - пояснила Анастасия Реутова, напомнив слова древнекитайского философа Конфуция о том, как важно в жизни руководствоваться взаимностью.

Доверие, встреча, понимание… Пожалуй, такие понятия возникают, когда знакомишься с ее работой, на которой живопись дополнена кинопленкой. Авторские техники на выставке соседствуют с традиционной стилистикой, и это вызывает не отторжение, а интерес.

Артем Кравцов представил акварели, выполненные акрилом.

- Все работы - одна история, которая подана цветовыми пятнами. Это эмоциональность в растворенном виде, - сказал он, не скрывая, что его кумир - Энди Уорхол, пожалуй, фигура №1 в американском поп-арте.

Отсюда и его стремление к инсталляции, перформансу. Он создавал концепцию лофт-проекта «Гаражи» на территории бывшего таксопарка. Его персональная выставка «Пурпур» состоялась в подвале магазина «Богемия», где каждый гость ощущал себя частью живой картины.

Владимир Антонов тяготеет к импрессионизму. Но за мазками масляной краски на холсте узнаваемы и храм Серафима Саровского в Северном микрорайоне Хабаровска, и баркасы в приморской бухте близ Андреевки, и полуразрушенная усадьба купца Богданова опять-таки в Хабаровске. Обращаешь внимание на городское дерево - концептуальную работу, где на этом самом дереве замечаешь ночные дома с просветами улиц.

В прошлом году Владимир Антонов был принят в Союз художников России. Сегодня он готовится к персональной выставке, которая пройдет в галереи им. А.М. Федотова.

- В Хабаровске очень сложно продать картину, - высказывается он о житье-бытье художника-профессионала. - Спрос определяет китайская сторона…

Выпускница местного педагогического училища Ольга Слугина ведет занятия в студии «Жар-птица» во Дворце культуры железнодорожников. Радуется успехам ребят городской окраины, отправляется с ними в музеи, на выставки - и при этом находит время, чтобы поддерживать себя в форме. Масло, акварель, графика, смешанные техники - все это представлено на выставке. Столь же широка и тематика, где церковь в поселке Корфовском соседствует с изображениями кошек.

- Наверное, я сама в прошлой жизни была кошкой, - улыбается Ольга. - Храм в Корфовском настолько своеобразен, как и окружающий пейзаж, что рисовать его можно в любое время года без опасения повториться…

Открытие выставки «Взаимность» совпало с третьей годовщиной галереи «Фабрика творчества», которая функционирует на площадях авторемзавода №2 у перекрестка Амурского бульвара и улицы Дикопольцева. Если в Москве центр современного искусства разместился в помещениях закрывшегося винзавода, то деятельность «Фабрики творчества» в Хабаровске также в духе пореформенного времени.

- Случилось так, что я попала в больницу и оказалась в палате с художницей. Талант этой женщины, ее рассказы о людях творчества настолько повлияли на меня, что решила создать галерею, - говорила мне летом 2014 года хозяйка «Фабрики творчества» Ольга Алтухова.

Впрочем, далеким от культуры человеком ее вряд ли назовешь, поскольку она была в творческом составе театра музыкальной комедии. Два десятка лет назад решилась изменить жизнь, став предпринимательницей. Парковка и мойка заменили ей сцену и аплодисменты. Но остались души прекрасные порывы, которые вдохновили Ольгу Викторовну на создании галерии.

- Выставка Вадима Шутого и Инги Масловой, членов Союза художников России, между прочим, семейной пары, - отмечала для меня верхи трехлетнего пути хозяйка «Фабрики творчества». - Персональная выставка Татьяны Коротенко, которую пришли поддержать музыканты. Мастер-классы, всевозможные молодежные проекты, когда в двух залах галереи тесно от инсталляций, моделей одежды, изделий народных промыслов…  

На мой взгляд, остроте ощущений также способствуют запах машинного масла из производственного корпуса и доносящееся оттуда бряканье инструмента. Вероятно, никогда в краевом центре художественное творчество не было так близко к производству. И это отвечает устремлениям художнической братии, желающей демонстрировать творения хабаровчанам и гостям города, общаться с ними, в том числе за чаем и шампанским.

Пожелаем Ольге Викторовне сохранить свое детище, а «Фабрике творчества» - новых открытий!

                                                                 Михаил Карпач

На снимке: Анастасия Реутова и ее работы.

Дорога к морю

 

1907-17-1

О строительстве ветки Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань

В Интернет выложен фотоальбом, изданный для служебного пользования Наркоматом путей сообщения после приемки в постоянную эксплуатацию в 1947 году линии, которая дала стране второй выход к Тихому океану.

Сколько за последующие десятилетия в Советско-Гаванском и Ванинском районах возведут заводов, причалов, жилмассивов, но главной стройкой останется та, завершенная семьдесят лет назад. Не только потому, что с прокладкой линии возникнут новые поселки - Ванино и Токи, Октябрьский и Тумнин, Высокогорный и Тулучи. Не только потому, что север Приморья, куда пришла железнодорожная ветка, будет включен в состав Хабаровского края.

По неимоверно сжатым срокам, по колоссальному напряжению людей строительство №500, как именовалось оно Государственным Комитетом Обороны, вероятно, сравнимо с операциями на фронтах, труднейшими, но обеспечившими Победу. Ибо первые поезда по еще строившейся ветке пойдут летом 1945 года с войсками и техникой, обеспечившими успех десантных операций на завершающем этапе Второй Мировой.

                     Подрядчика искать не пришлось

О том, что России нужен второй выход к Тихому океану, помимо Владивостока, заявлялось и в царское время, и в советское. Изыскания велись в Де-Кастри и Николаевске, Ольге и Тетюхе. Выбор в пользу Советской Гавани был сделан на рубеже 20-х и 30-х годов, что предопределялось решениями о строительстве индустриального центра на Нижнем Амуре и прокладке к нему ветки от Транссиба.

Летом 1939 году Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило представленный Совнаркомом документ о железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Технический проект поручалось подготовить к апрелю 1940 года. Иначе говоря, изыскания предстояло выполнить за один сезон. Пожалуй, это была реакция на геополитическую обстановку в тихоокеанском регионе. Владивосток находился почти на осадном положении, поскольку пол-Сахалина принадлежало Японии, что позволяло ей контролировать подходы с этому единственному городу-порту на Транссибе.

Как следовало из технического проекта, прокладка рельсового пути должна была занять не менее четырех лет. Строительство возлагалось на Наркомат внутренних дел, в структуре которого создавался Нижне-Амурский исправительно-трудовой лагерь. Его отделению в Советской Гавани поручались работы с востока на запад, отделению в Комсомольске-на-Амуре - работы в обратном направлении. Выбору подрядчика удивляться не стоит: без зэков тогда не обходилась ни одна мало-мальски значимая стройка.

К 1941 году с комсомольского направления было подготовлено до ста тридцати километров трассы, с совгаванского - порядка пятидесяти. Развернулись работы на станциях Хунгари (ныне Гурское), Советская Гавань-Сортировочная, на прокладке тоннеля через Сихотэ-Алинь. Но в целом строительство шло с серьезным отставанием, что в марте 1941 года признал Лаврентий Берия в отчете, представленном в ЦК ВКП (б) и Совнарком.

                       Зэки, спецконтингент, автобатовцы

Государственный Комитет Обороны, который с началом войны стал высшим носителем власти в стране, признал необходимым открыть движение поездов к 1 августа 1945 года. Решение было принято после победы под Сталинградом и, вероятно, не без влияния союзников-американцев.

«В Москве нас ждали, и через час мы были у заместителя наркома внутренних дел В.В. Чернышева, - вспоминал Петр Татаринцев, который руководил изысканиями на месте будущей трассы. - После небольшой беседы у него нас принял нарком. Он сообщил, что состоялось решение ГКО о немедленном строительстве железнодорожной линии Комсомольск-Советская Гавань. Заместитель наркома В.В. Чернышев и Ф.А. Гвоздевский молчали. Мы сразу поняли, какая гора надвинулась на нас…»

Федор Гвоздевский, замначальника главка наркомата, возглавил строительство №500. При его участии в считанные дни специалисты подготовили предложения для облегчения и ускорения работ. Мост через Амур был заменен паромной переправой. Объемы работ, заложенные в технический проект 1939-1940 годов, кратно сокращались по земляному полотну.

Строительство включало в себя не только лагеря восточного и западного направления, не только лагерь, созданный для работ на сихотэ-алиньском перевале, но и два ремонтных завода, швейную фабрику, сельхозлагпункты, авиагруппу.

Число работающих составляло около восьмидесяти тысяч человек. Это были заключенные под стражу по уголовным, хозяйственным, политическим статьям, спецконтингент или осужденные за ненадлежащее поведение на оккупированных территориях. Они же, зэки и спецконтингент, попадали в категорию директивников - освобожденных, но оставленных на стройке.

К трудпереселенцам относились мобилизованные из других регионов страны, в первую очередь российские немцы. Были стройбатовцы и автобатовцы - военнослужащие строительных и автомобильных батальонов. Количество вольнонаемных на завершающем этапе строительства составляло 8285 человек: это были итээровцы, административно-хозяйственный персонал.

В ноябре 1943 года, когда стройка разворачивалась, не все прибывшие адаптировались к дальневосточному климату, не был налажен быт, каждый четвертый с нормой выработки не справлялся. Со временем отстающих стало гораздо меньше, хотя сами нормы возросли. Виктор Земсков, исследователь советской лагерной системы, отмечал: в Великую Отечественную в пять раз сократилось число отказников - иначе говоря, отказывавшихся от какой-либо работы.

                                 Откосы «плакали»

К началу 1945 года на строительстве насчитывалось 450 фронтовых бригад, 9397 человек ежедневно выполняли более полутора норм, а некоторые доводили выработку тачками на земельных работах до тысячи процентов. Трудовой героизм не уступал фронтовому, о чем вспоминал Лев Зубарев, прораб на перевальной выемке - прохода через Сихотэ-Алинь, пожалуй, самого трудного участка трассы. Глубина выемки достигала здесь двадцати пяти метров, откосы поднимались на высоту до пятидесяти метров.

На перевале заложили шестьдесят тонн взрывчатки. Монолит скалы был нарушен, однако прохода не получилось. Положение усугублялось погодой: с Татарского пролива в бассейн Амура беспрерывно несло тучи. Перевалившись через Сихотэ-Алинь, они теряли влагу. Откосы, раздробленные взрывом, пропитывались водой, «плакали» и обваливались…

До проектной отметки надо было добирать пять-восемь метров мелкими взрывами в твердой скале. Привлекли до девятисот женщин, конечно же, заключенных, распределив их по трем сменам. Одна смена бурит грунт, другая взрывает, третья расчищает площадку. Действовали осторожно, поскольку попадались несработавшие двухсотграммовые патроны, которые могли взорваться.

Отдельная группа женщин работала на упреждение обвалов. Привязанные веревками, они ползали по 50-метровому откосу и отбивали ломами наиболее опасные, шатающиеся глыбы. От солнца и непривычной высоты женщины впадали в обморочное состояние и повисали на веревках. Добраться к ним было сложно: сверху нельзя - убьешь камнями, снизу не залезешь…

По свидетельству Зубарева, «было много случаев травм, мелких и крупных. Два обвала по 1000 и 2000 кубометров. Засыпало экскаватор. После третьего смертного случая (завалило человека в шурфе глыбой, взрывать нельзя - может, жив еще, а сдвинуть глыбу нечем) прокурор предупредил: будет четвертый - будете сидеть…»

Ни поломки техники, ни срывы ее с многометровых насыпей, ни человеческие жертвы не останавливали строительство. Работа продолжалась. Все - зэки и директивники, трудпереселенцы и вольнонаемные, стройбатовцы и автобатовцы - понимали значение стройки. И приближали, как могли, Победу здесь, на востоке…

                       Глянец и реалии

Стимулы были. Ежеквартально в Москву в наркомат направлялись списки заключенных, которые заслужили «своим трудом и примерным поведением» условно-досрочное освобождение или сокращение срока. Списки начала 1944 года невелики, поскольку строительство только разворачивалось, но в конце года они насчитывали сотни фамилий. Самое большое освобождение произошло после открытия сквозного движения. Только лагерь на перевале сократился тогда почти на десять тысяч человек.

Итээровцы и другие вольнонаемные имели отсрочку от призыва в действующую армию. За ними сохранялась жилплощадь по прежнему месту жительства. Они получали возможность приобрести одежду и обувь, что в условиях карточной системы значило немало.

Лагерная система, ставшая неотъемлемой частью грандиозных строек, демонстрировала культурное изобилие. Кроме художественной самодеятельностью, представленной духовыми оркестрами, народными ансамблями и драмкружками, строительство №500 располагало многочисленными агитколлективами, которые выступали в лагерях и отделениях лагерей. Кинопередвижки показывали «Фронт», «Радугу», другие фильмы, вышедшие на экраны страны.

Хватало не только воодушевляющей музыки и кинематографического глянца, но наплевательского отношения. Бараки на трассе вмещали не всех. Сотни зэков ночевали в землянках и палатках. На утепление палаток не было ни времени, ни материалов. В зиму 1943-1944 годов температура воздуха в предгорьях Сихотэ-Алиня опускалась до сорока градусов мороза. А валенки, рукавицы, одеяла, были не у каждого.

                                   Телеграмма в столицу

Пятнадцатого июля 1945 года была произведена стыковка рельсового пути восточного и западного направлений. Последний костыль вбил начальник строительства №500 генерал-майор Гвоздевский, после чего телеграмма за его подписью ушла в Москву.

Цифра, которая почти затерялась в победных реляциях: на метр рельсового пути приходилось четыре километра перемещенной земли. Да, были на строительстве №500 экскаваторы и грузовики, но неизмеримо больше было лопат и тачек.

«И вот наступил долгожданный день, когда пошел поезд от Пивани до Ванино. Мы садились на него прямо на своих участках, где работали», - писал инженер Всеволод Степанов.

«Толпы народа, все население станции Джигдаси, празднично одетое, восторженно приветствовало поезд, - вспоминал изыскатель и строитель Альберт Картус. - На глазах у многих были слезы…»

После того, как летом победного года составы с войсками и вооружением проследовали к бухтам Ванина и Константиновской, работы на путях и станциях продолжались до 1947 года.

И по второму пути к Тихому океану пошли не только товарные, но и пассажирские поезда. А дорога от Амура до Татарского пролива стала исчисляться не сутками, а часами. Фотографии из альбома Наркомата путей сообщения, выложенные в Интернет через полвека с лишним, убеждают, что люди, готовившие линию для сдачи в постоянную эксплуатацию в 1947 году, трудились мастерски.

                                                           Михаил Карпач

На снимке: пассажирское здание станции Тумнин; Фото из открытых источников

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика