USD
1
Доллар США
65,814 0,283
EUR
1
Евро
75,324 -0,599
CNY
10
Китайских юаней
94,937 0,223
JPY
100
Японских иен
58,546 0,117
Дата: 20.10.2018
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Политика

Выборы начались в Хабаровском крае

 

141012-0

В Хабаровском крае начались выборы Президента Российской Федерации. Ровно в 8.00 по местному времени свои двери для избирателей открыли все 854 избирательных участка. Из них 54 – судовых, 798 постоянных и два временных для удобства иногородних – в Хабаровском аэропорту и на железнодорожном вокзале. Сделать свой выбор жители края смогут до 20.00.

«Наша задача сегодня – провести выборы Президента Российской Федерации открыто и в строгом соблюдении с законом. Почти половина избирательных участков края оснащены системой видеонаблюдения. С них будет транслироваться видео в режиме онлайн. Следить за ходом президентских выборов жители региона смогут через портал нашвыбор2018.рф», - отметил председатель избирательной комиссии Хабаровского края Геннадий Накушнов.

Помимо выборов Президента сегодня на участках также пройдет ряд общественных мероприятий. В частности, жители региона смогут проголосовать за один из проектов благоустройства городской среды, выбрать молодежных советников глав муниципальных образований, принять участие в школьном опросе и решить, как будут учиться их дети. Также всем желающим будет предложено продегустировать продукцию местных производителей, сделать «фото на выборах» и попытать счастье в розыгрыше цифровой техники.

Обеспечивать безопасность на местах голосования будут около 2 тысяч сотрудников органов внутренних дел, 200 курсантов дальневосточного юридического института, а также военнослужащие. Для дополнительной безопасности на избирательных участках было установлено 199 металлодетекторов.

Напомним, накануне в регионе прошло досрочное голосование в труднодоступных и отдаленных местностях.

Уважаемые жители Хабаровского края!

 

316A2006

Дорогие земляки!

18 марта – важный день для страны. Все вместе мы выбираем Президента Российской Федерации, Верховного главнокомандующего. От голоса каждого пришедшего на избирательный участок зависит наше общее будущее. Мы определяем курс, по которому будет развиваться страна в ближайшие шесть лет.

Наш край многонациональный, здесь живут умные, целеустремлённые граждане. Это край реальных дел и больших перспектив. Новые возможности развития экономики и бизнеса, которые получил регион за последние годы, беспрецедентны: территории опережающего развития, свободный порт, налоговые каникулы – это те механизмы, которые завтра дадут результат и финансовую отдачу.

Сегодня мы можем уверенно сказать, что выполнили «майские указы», направленные на улучшение качества жизни конкретного человека. Выросли заработные платы врачей и учителей, ликвидированы очереди в детские сады, и самое главное – в семьях стало больше детей.

Приходите с родными и близкими 18 марта на свои избирательные участки! Голосуйте за достойного кандидата. России важен каждый человек, а стране нужен сильный Президент!

Сергей Луговской,

председатель
Законодательной Думы Хабаровского края

Каюры «Берингии-2018» участвуют в выборах

 

111012-5

Участники традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках «Берингия» примут участие в выборах Президента России. 18 марта каюры и члены группы сопровождения проголосуют по месту нахождения на маршруте. Об этом сообщили в оргкомитете по подготовке и проведению «Берингии-2018».

«Гонка стартовала, и в конце этой недели все каюры, а также судьи, волонтёры и другие члены группы сопровождения будут находиться в пути. Но, несмотря на это, участники экспедиции обязательно примут участие в главных выборах страны. Все необходимые процедуры соблюдены: участники гонки заблаговременно обратились в избирательную комиссию с заявлениями о своём желании проголосовать по месту нахождения, - рассказали в оргкомитете. - Планируется, что 18 марта "Берингия" будет в Усть-Камчатском муниципальном районе, поэтому всех, кто идёт в гонке, прикрепили к 156 избирательному участку. В предстоящее воскресенье к ним будет направлена выездная участковая избирательная комиссия. Голосование пройдёт в соответствии со всеми требованиями законодательства».

Большинство участников гонки «Берингия-2018» свои заявления в избирком написали в день проведения жеребьёвки перед прологом. Чукотские каюры посетили Петропавловск-Камчатский избирком на следующий день после прибытия в край - 7 марта.

Напомним, старт «Берингии-2018» был дан в селе Мильково утром 11 марта. В борьбу за победу в гонке вступили 15 каюров. Сегодня упряжки проходят второй этап маршрута - между сёлами Долиновка и Атласово. Планируется, что общая дистанция гонки составит 2100 километров. Финиш состоится в посёлке Марково Чукотского автономного округа в середине апреля.

Полпред в ДФО подводит итоги

 

2409-3Интервью Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева «ТАСС»

 

 

За пару месяцев до окончания срока своих полномочий в нынешнем составе правительства вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев рассказал ТАСС о достижениях и неудачах инвестиционной политики на Дальнем Востоке за прошедшие годы, а также объяснил, почему опыт региона должен стать достоянием всей страны.

— В России заканчивается политический цикл 2012 - 2018 годов, в ходе которого президент Владимир Путин не раз одним из важнейших приоритетов называл опережающее развитие Дальнего Востока. Есть ли сейчас в вашей работе вопросы, которые вы бы хотели обсудить с главой государства до начала следующего цикла?

Юрий Трутнев: Да, Владимир Владимирович Путин говорил, что задача развивать Дальний Восток - это приоритет всего XXI века. Для нас главное, что приоритет сохраняется. Я в этом уверен, потому что Владимир Владимирович своих решений не меняет. Остальное надо просто делать, надо каждый день искать новые пути развития Дальнего Востока, совершенствовать те методы и механизмы, которые мы уже сегодня применяем, поэтому работы у нас много. Есть вопросы, которые я хотел бы доложить Владимиру Владимировичу (они требуют решения на его уровне), но до выборов его не беспокою, потому что считаю это неправильным.

— Планируете доложить до 7 мая?

Юрий Трутнев: До 7 мая, конечно. До конца срока полномочий правительства.

— С какими вопросами пойдете к президенту?

Юрий Трутнев: Во-первых, не закончена история с законодательным закреплением доли финансирования Дальнего Востока в ведомственных госпрограммах. Там идет определенная переписка, определенные согласования на эту тему, но, очевидно, этот вопрос необходимо еще раз докладывать Владимиру Владимировичу. Предварительно он этот подход одобрил, но уже необходимо решение.

Второе, что мне кажется довольно важным: мы четыре года работаем по развитию Дальнего Востока. За это время, мне кажется, уже можно сказать, что кое-что удалось, например, существенно изменить инвестиционную привлекательность территории Дальнего Востока. Даже дни иностранных инвесторов, которые мы проводим, и в течение которых обычно с утра и до позднего вечера не существует никаких пауз, говорят о том, что мы стали интересны. Я уверен, что это тот капитал и тот наработанный опыт, который нужно использовать и на других территориях России. Об этом мы недавно подробно говорили с министром экономического развития Максимом Орешкиным. Я думаю, что здесь есть содержание и для доклада на высшем уровне. Есть блоки, которые уже опробованы, понятно, как они будут работать, при каких условиях будут наиболее эффективны. Мне кажется, можно это все обобщить и использовать.

В моем докладе, помимо предложений об использовании механизмов развития Дальнего Востока в других регионах России, есть и предложения по дальнейшему совершенствованию преференциальных режимов на территории ДФО. То есть мы свое преимущество должны сохранить, Дальний Восток должен развиваться ускоренными темпами.

— Какие шаги надо предпринять в обозримой перспективе для продолжения ускоренного развития региона?

Юрий Трутнев: Если говорить о новых решениях, прямо сейчас в работе создание финансового центра на Дальнем Востоке. Недавно я проводил совещание с Центробанком. Там понимают, что доступность финансовых ресурсов является одним из значительных ограничений развития Дальнего Востока, готовы в этой части вместе с нами использовать новые практики, новые режимы, какие - мы сейчас прорабатываем. Все эти практики будут использоваться с условием сохранения принятых ограничений в части борьбы с отмыванием денег, борьбы с коррупцией. Во всем остальном, мы считаем, пространство достаточно широкое для экспериментов. Правда, у Центробанка пока довольно сдержанная позиция по поводу криптоактивов, а с остальным мы экспериментируем. Докладывать сейчас какие-то промежуточные результаты довольно странно, потому что к конкретным совместным решениям мы еще не пришли. Список предложений формируется, после этого будет проведен анализ эффективности их применения, а затем будем предлагать изменения в законодательство, без которых ничего не получится.

— Эти предложения вы будете готовить для предстоящих поправок в бюджет?

Юрий Трутнев: Будем стараться.

— В связи с предстоящей после выборов сменой правительства все чаще обсуждаются необходимость пересмотра самой структуры кабинета министров, уточнения полномочий ведомств. Считаете ли необходимым менять что-то в блоке, ответственном за Дальний Восток, или действующий механизм вполне рабочий?

Юрий Трутнев: Механизм в части развития Дальнего Востока, мне кажется, вполне работающий, но совершенству нет предела, а решение о структуре правительства будет принимать президент России.

В целом этот механизм за четыре года зарекомендовал себя неплохо. Но в более широком смысле, на мой взгляд, есть чем позаниматься с точки зрения совершенствования структуры правительства. Я уже говорил о распространении "дальневосточных" механизмов поддержки на других территориях Российской Федерации. По этому вопросу у нас с главой Минэкономразвития позиции схожи, мы одинаково понимаем, что надо делать, но возложить эту задачу на власти субъектов РФ будет трудно. Нужна другая система взаимодействия с регионами. Может быть, это должно быть какое-то другое Министерство экономического развития.

— Или другое ведомство?

Юрий Трутнев: Зачем? Есть же орган, который отвечает за экономическое развитие страны, это Минэкономразвития. Но министерство должно работать не только в Москве, возможно, должны быть региональные офисы. У нас же есть торговые представительства в других странах, а ведь свои субъекты ближе и дороже. Может быть, стоит разбиться по федеральным округам и создать на базе округов что-то похожее на то, что создано сейчас на Дальнем Востоке. Может быть, в функции полномочных представителей президента добавить экономику, но это точно не мои решения и не Орешкина.

Совершенствовать структуру управления, конечно, нужно. Инвестиционный процесс требует, помимо издания законов, крайне кропотливой ежедневной работы по каждому проекту, и все они сталкиваются с массой трудностей. Наверное, 70-80% этих трудностей можно было бы снять при принципиальном улучшении качества работы, качества государственного управления на всех уровнях. Сегодня нужны какие-то общие усилия, и под них, может быть, потребуется и другая структура отношений.

— На форуме в Сочи ваш коллега Аркадий Дворкович сетовал, что значительная часть рабочего времени вице-премьера уходит на борьбу с ведомственными разногласиями, а не на управление профильными проектами, что, по его мнению, было бы полезнее для экономики. На ваш взгляд, в функционале вице-премьеров что-то нужно менять?

Юрий Трутнев: У меня нет. Я часто собираю согласительные совещания с различными ведомствами, но главная работа для меня - это создание новых инструментов развития, анализ практики их применения и совершенствования, сопровождение инвестиционных проектов.  Возможно, что-то можно совершенствовать в структуре работы заместителей председателя правительства, но мне кажется, у нас благодатная площадка возможностей, а уже распределение внутри этой площадки - это задача каждого человека. Мы сами определяем график, определяем приоритеты в работе. Да, есть обязательные вещи, есть план работы правительства, план законопроектной деятельности, есть поручения президента, премьера. Да, все это необходимо выполнять, но при условии выполнения обязательных требований ты сам выбираешь приоритеты в работе. Я не считаю, что мы так уж зарегламентированы. Мне кажется, у нас есть возможность заниматься тем, что мы считаем самым важным.

— Вы ранее упоминали предложение о законодательном закреплении на уровне 5,5% обязательной доли финансирования дальневосточных проектов в профильных госпрограммах. Как вы планируете эту идею воплотить в жизнь?

Юрий Трутнев: Это будет работать только в случае закрепления законом или указом президента. Очевидно, потребуется некоторая поэтапность, потому что у нас есть программы, где доля финансирования Дальнего Востока сегодня составляет лишь 0,3%. А между 0,3% и 5,5% разница колоссальная. Если сейчас увеличить финансирование по этим программам в десятки раз, доведя их до целевых 5,5%, то просто объектов под это не наберется. С одного подскока это сделать невозможно, поэтому мы предлагаем сделать это в несколько этапов. В 2018 году – 3,2%, от общего объема государственных программ Российской Федерации, в 2019 году – 4,2%, в 2020 году – 5,0%, в 2021- 5,5%.

— Возможна ли аналогичная обязательная планка для инвестпрограмм госкомпаний?

Юрий Трутнев: Думаю, что у них такого норматива быть не должно. В пропорциональном распределении расходов по госпрограммам, на мой взгляд, есть некая справедливость, чтобы граждане страны получали услуги здравоохранения, образования, культуры, спорта в достаточно равной степени не зависимо от того, живут они в Подмосковье или на Чукотке.

У компаний же источники финансирования инвестиционных программ, как правило, не бюджетные. Обязывать их платить в соответствии с каким-то нормативом неправильно. К тому же, некоторые компании сегодня инвестируют на Дальний Восток больше этого показателя.

— Вы поручили Минвостокразвития провести ревизию территорий опережающего развития (ТОР) в 2018 году. По итогам этой работы некоторые ТОР могут быть закрыты? Или будете спасать их любым путем?

Юрий Трутнев: У нас сегодня 18 ТОР -  это 48 площадок.  Мы считаем не очень эффективной работу на четырех площадках. На них есть проблемы с инвесторами. При этом три из них работают, просто мы планировали там лучшие результаты. В целом по ТОР у нас везде все с планами хорошо, ни одного неработающего ТОР у нас нет, но мы не хотим, чтобы даже отдельные площадки пустовали.

Задача поставлена такая – три месяца на анализ, и после решим. Если где-то потребуется ликвидировать ту или иную площадку внутри ТОР, то я считаю это нормальным, ничего в этом смертельного нет. Зачем нам держать статус там, где по каким-то причинам не появились резиденты? Существенной угрозы я не вижу. Анализ должны завершить и предоставить в I квартале 2018 года.

— Какие планы по созданию новых ТОР есть сейчас?

Юрий Трутнев: Планы у нас есть, только они не административные, а тесно увязанные с потребностями бизнеса. Я недавно встречался с Николаем Сабитовым, руководителем компании, которая планируют в Находке построить завод минеральных удобрений. В ближайшее время все необходимые вопросы по реализации этого проекта будут решены. Мы совершенно точно будем создавать там ТОР. Объем инвестиций в проект составит около $2 млрд.

— На Дальнем Востоке планируется построить целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). Под этот проект будет создан ТОР?

Юрий Трутнев: Создание ЦБК планируется в рамках действующих границ ТОР Комсомольск в Хабаровском крае, на площадке "Амурск". Инвестором выступает китайская компания China Paper. Мы с ними сейчас находимся в переговорах. Первое пожелание у них простое и крайне понятное – получить лес, на котором сможет работать ЦБК. Мы им нашли лесозаготовительную базу. Совместными усилиями при участии Хабаровского края, Министерства промышленности и торговли РФ и Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта в течение месяца нашли необходимый объем расчетной лесосеки с удобной логистикой. Сейчас идет разработка технико-экономического обоснования проекта. Приблизительный объем инвестиций в проект оценивается в 80 млрд рублей.

— В начале февраля посол России в КНДР Александр Мацегора сообщил, что РФ начала высылать трудовых мигрантов из КНДР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, принятой в декабре 2017 года. Рабочих, подлежащих депортации, на территории Дальнего Востока около 12 тысяч. Какие последствия ждут экономику региона в 2018 году в связи с этой ситуацией, в частности, строительный комплекс? Возможен ли рост цен на недвижимость? Кем заменить эти 12 тысяч человек?

Юрий Трутнев: Риска не видим, все проекты будут реализованы. Мы совершенно очевидно продолжим выполнять резолюцию Совбеза ООН. В краткосрочной перспективе нет рисков роста цен на недвижимость или замедления темпов строительства. Кроме того, у нас есть возможности возмещения этих трудовых ресурсов. Есть три потенциальных источника. Во-первых, это люди, которые живут и работают на Дальнем Востоке, возможно какое-то их перераспределение, но оно не безгранично. Во-вторых, есть возможность миграции из центральных районов страны. В-третьих, КНДР – не единственная страна, из которой мы можем привлекать трудовые ресурсы. Мы квотируем Китай по полной программе, если чуть-чуть квоту поднимем, учитывая численность Китая, мы даже не заметим, как эти 12 тысяч восполним.

— Ранее премьер-министр Японии Синдзо Абэ говорил, что Токио ускорит процесс конкретизации проектов совместной хозяйственной деятельности с Россией на Курилах. В МИД РФ тоже отмечали продвижение в этих переговорах. Когда возможно начало обсуждения этого вопроса уже в конкретном экономическом ключе, а не на политическом уровне, как это происходит до сих пор? Вы уже видели какие-то конкретные коммерческие предложения от японцев по Курилам?

Юрий Трутнев: На этот счет у меня никакого мнения нет. Ничего в практической плоскости не происходит вообще. Была поездка наших японских коллег на острова. Здорово, конечно, поездки же это хоть и часть механизма, но это не экономика, это что-то другое. А в части экономической практики ничего не возникает.

Я, честно говоря, абсолютно убежден в том, что в Японии есть разные мнения. Собрать этот баланс вместе и получить какое-то консолидированное решение страны, похоже, просто не получается, вот и все. И пока не получится, не возникнет никаких конкретных движений, потому что если нет единодушия, то, видимо, нет и политической воли, есть, наоборот, политические риски.

— Какое решение принято относительно докапитализации Фонда развития Дальнего Востока?

Юрий Трутнев: Мы согласовали на совещании у Дмитрия Анатольевича Медведева источники докапитализации на сумму 11 млрд рублей. Докапитализация должна произойти в течение этого года. Это бюджет, в том числе программа развития Дальнего Востока, это средства Российского фонда прямых инвестиций и Внешэкономбанка. Ранее мы говорили о возможном выпуске облигаций, но сейчас решили, что в этом смысла нет. Там стоимость денег, полученных в рамках размещения облигаций, получается наравне или выше банковской. Вряд ли они кому-то потребуются за такую цену.

— На каком этапе подготовка критериев освоения "дальневосточного гектара"?

Юрий Трутнев: Они уже подготовлены. Мы исходим из того, что один гектар — это помощь со стороны государства людям, проявляющим экономическую активность, поэтому критерии сделали мягкими и человечными. Если мы говорим о строительстве, на которое приходится 40% заявок, то критерием является возведение строения более, чем на 50%. Второе место по количеству заявок занимают сельскохозяйственные проекты. Если участок на 50% и более используется под выращивание сельхозкультур, мы считаем, что он освоен. Существует много других видов деятельности на "дальневосточных гектарах", и все их описать сложно. Для них мы вводим доходный и расходный методы определения освоенности. Если задекларированные доходы превысили 50 тысяч рублей или подтвержденные платежными документами расходы оказались выше 30 тысяч рублей, то гектар будет считаться освоенным. 

— Будут ли выполнены другие просьбы участников этой программы, с которыми они обращались к премьер-министру, например, досрочная передача в собственность гектара в случае его освоения ранее, чем за оговоренные в законе пять лет?

Юрий Трутнев: Досрочная? Да, это правильная идея. Закон о гектаре новый и непростой в применении. Думаю, мы его через поправки, такими отдельными итерациями, доведем до полностью рабочего состояния.

У нас еще есть, например, просьба от людей о помощи с предоставлением леса для строительства. Мы сделаем это. Есть просьба упростить режимы освобождения участка от лесных насаждений, особенно тогда, когда там нестроевой лес, а просто заросли на земле сельхозназначения. Мы это все пропишем в поправках к закону о гектаре. Они сейчас готовятся. Надеемся внести их в Государственную думу к концу весенней сессии.

— Коротко про выборы президента. Вы где планируете голосовать?

Юрий Трутнев: Мне представляется, что мне надо брать открепительное удостоверение из Москвы и ехать на Дальний Восток. В какой регион я уеду и где именно буду голосовать, я еще подумаю, но голосовать буду на вверенной мне территории.

«Арктика 2018»: территория будущего

 

1212-16-3

В Москве на площадке Торгово-промышленной палаты РФ прошла III Международная конференция «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» («Арктика 2018»).

Мероприятие традиционно привлекает повышенный интерес представителей профильных министерств и ведомств, крупнейших российских и зарубежных нефтегазодобывающих и сервисных компаний, производителей оборудования и техники, ведущих научно-исследовательских центров и средств массовой информации, заинтересованных в вопросах добычи, разработки месторождений, в том числе в Арктической зоне.

Более 400 человек приняли участие в работе Конференции в этом году, включая специалистов из разных регионов России, а также из США, Канады, Кувейта, Южной Кореи, Азербайджана, Австрии. Мероприятие освещали около 100 представителей ведущих федеральных и отраслевых СМИ. Экспертное сообщество отметило высокий уровень подготовленности докладчиков и тематическое наполнение пленарных сессий и круглых столов конференции «Арктика 2018».

В Конференции приняли участие представители организаций: «Газпром нефть», «Татнефть», «СУЭК», «Роснефть», «РН-Бункер», «Тюменьэнерго», Aggreko Евразия, Компания KPMG, «Логика-Теплоэлектромонтаж», Международная нефтесервисная группа ERIELL, АО «ПНПК», НИИ «Транснефть», «Усинскгеонефть», Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», «Сунтарцеолит», «Киэргэ», «Северный кабель», «ПроМинент Дозирующая техника», Всемирный фонд дикой природы WWF, Завод «Электромет», «НПО ГЕЛИЙМАШ» «Инжиниринговая компании ГРАНТЕК», Юридическая компания «Гудков, Корельский, Смолярж» и др.

Официальное приветствие участникам Конференции направил Павел Николаевич Завальный, председатель Комитета ГД ФС РФ по энергетике и вице-президент Торгово-промышленной палаты Дмитрий Николаевич Курочкин, среди почетных гостей присутствовали президент Союза нефтегазопромышленников РФ Генадий Иосифович Шмаль, Валентина Сергеевна Зганич, член Совета Федерации ФС РФ, Ольга Николаевна Епифанова, заместитель председателя Государственной Думы, первые заместители председателя Комитета ГД по энергетике Сергей Яковлевич Есяков и Игорь Александрович Ананских.

На Конференции «Арктика 2018» высказывалось мнение, что у общества пока еще нет целостного понимания, что такое Арктика, богатые ресурсы и хрупкая биосистема которой не вполне оценены по достоинству. С другой стороны, говорилось, что Россия активно присутствует в Арктической зоне с 1930-х годов, за это время был накоплен определенный опыт в освоении ее богатств.

Эксперты сходятся во мнении, что процесс освоения Арктики должен быть очень аккуратным и неспешным, в то время как процесс отработки готовых технологий и формирования заказов к новым разработкам на сегодняшний день остается непрерывным. Таким образом, на конференции формируются деловые взаимоотношения между государственным сектором, крупными компаниями-заказчиками и промышленными группами, которые уже приносят ощутимые результаты.

 

По заявлению Ольги Епифановой, механизм государственного управления арктическими регионами РФ требует изменения, следует подумать над созданием на федеральном уровне специального координирующего их социально-экономическое развитие ведомства.

Первый день Конференции получился насыщенным: в течение рабочего дня прошло девять круглых столов, затронувших целый ряд важных для арктических регионов тематик: международное сотрудничество, энергетическую безопасность регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, вопросы цифровизации и инноваций в технологических, проектных и инженерных решениях, экологические проблемы и аспекты развития транспортной инфраструктуры, арктического туризма и кадрового потенциала.

На круглом столе «Международное сотрудничество в Арктике: вызовы и возможности» при модерации Генадия Иосифовича Шмаля и партнера КПМГ в России Виктории Викторовны Тургеневой был обсужден ряд вопросов, касающихся защиты национальных интересов России в Арктике, рассмотрены возможности для национального диалога и природоохранные законодательства для арктических государств.

«Мы должны заниматься вовлечением в разработку малых месторождений, что требует развития и поддержки малого бизнеса, потому как компании-гиганты не будут заниматься такими объектами. Кроме того, распоряжаться этими месторождениями должны именно местные власти», – считает Генадий Иосифович.

Параллельно в малом зале Торгово-промышленной палаты прошел круглый стол «Энергетическая безопасность регионов Крайнего севера и Дальнего Востока» под руководством первого заместителя Председателя ГД ФС РФ по энергетике Сергея Яковлевича Есякова и вице-президента ТПП РФ Дмитрия Николаевича Курочкина. Партнером круглого стола выступила компания «Аггреко Евразия», ее директор по стратегии и развитию бизнеса Евразии Павел Владимирович Якушев выступил с темой доклада «Распределенная генерация для изолированных территорий как фактор социально-экономической безопасности».

Исполнительный директор Института арктических технологий МФТИ Юрий Владимирович Васильев подчеркнул, что перед Россией в Арктике стоит важная задача: исключить завозное топливо. Но пока в этом направлении делается слишком мало целенаправленных шагов: все ждут государственного заказа.

О сходных проблемах говорилось и на других секциях. На секции «Развитие транспортной инфраструктуры» при модерации директора института исследований и экспертизы ВЭБ Юлии Викторовны Зворыкиной говорилось о слабой транспортной доступности арктических регионов. Заместитель губернатора Архангельской области Елена Сергеевна Кутукова отметила крайнюю степень изношенности местных аэродромов, что осложняет функционирование малой авиации и усложняет транспортную доступность отдаленных населенных пунктов региона.

Генеральный директор ФГУП «Росатомфлот» Вячеслав Владимирович Рукша заявил о том, что для активного развития ледокольного флота России следует инвестировать в перевозку сжиженного природного газа высокого качества, иначе впоследствии на рынок перевозок СПГ можно уже и не войти. Требуется обеспечивать транспортировку газа с проекта «Ямал СПГ» и учитывать необходимость реализации «Арктик СПГ 2» на Гыданском полуострове, запланированной к 2025 году.

Один из наиболее важных аспектов работы в арктическом регионе – экологический. На круглом столе «Экология Арктики как драйвер инновационного развития», модераторами которого были Сергей Михайлович Алексеев, председатель комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, и Евгений Александрович Коныгин, председатель подкомитета по энергоэффективности и ВИЭ РСПП, обсуждалась необходимость введения особого правового режима в арктическом регионе.

«Ни одна страна в мире пока не готова в полной мере к добыче в Арктической зоне, – отметил в своем выступлении Евгений Коныгин. – Чтобы снизить экологические риски на Арктической земле, необходимо законодательное стимулирование экологического поведения бизнеса».

«Проблемы Арктики можно решить при одном условии: нужны деньги. Арктика, конечно, не Саудовская Аравия, стоимость добычи нефти здесь гораздо выше. Но это бесценная кладовая одного из самых важных природных ресурсов», – подвел итог Сергей Алексеев.

На круглом столе «Кадры для успешного развития Арктики. Международное сотрудничество», который курировал ректор Мурманского арктического университета (МАГУ) Андрей Михайлович Сергеев, обсуждалась политика государства и компаний в области подготовки высококвалифицированных специалистов для арктического региона. Модератор призвал максимально консолидировать усилия и возможности вузов для развития кадрового потенциала арктических регионов – современные технологии и нацеленность на результат непременно должны способствовать развитию диалога.

Развитие цифровых технологий телекоммуникационной инфраструктуры, аспекты развития умных технологий управления городским хозяйством в Арктическом регионе обсуждались на круглом столе «Цифровизация экономики ЕАЭС для развития Арктической зоны России» под модерированием Викентия Александровича Козлова, члена Делового совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Достижения и планы в этой сфере представил глава города Якутск Айсен Сергеевич Николаев. По его словам, Якутск – город с самым экстремальным в мире климатом, который также характеризуется практически полным отсутствием связи с «большой землей», но, тем не менее, обладает внушительным инвестиционным потенциалом.

На секции «Инновации в технологических, проектных и инженерных решениях добычи и переработки полезных ископаемых углеводородов в Арктике», модератором которой выступил Роман Олегович Самсонов, руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра московской бизнес-школы Сколково эксперты обсудили важность и возможность введения новых технологий в арктических регионах: подойдут ли для шельфовой добычи технологии, которые применяются по всей стране, или они должны быть уникальными. «Развитие инноваций тесно связано с международным сотрудничеством. Мы заметили, что в разработке новых технологий и исследовании Арктики принимают все больше стран, которые активно потребляют энергетические ресурсы, добытые на севере. В частности, Южная Корея поставляет свои технологии, задействует промышленный потенциал, помогает нам осваивать арктический шельф: строительство платформ, морских судов, прогрессивные технологии в ледокольном флоте», – рассказал Роман Самсонов.

Особое внимание участников Конференции привлекла секция, посвященная развитию туризма при участии вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Александровича Барзыкина и доцента кафедры госрегулирования экономики ИОН РАНХиГС, эксперта центра «ПОРА» Александра Михайловича Воротникова. По словам собравшихся экспертов, Арктика сегодня становится все более привлекательной для туристов со всего мира. Следует активно работать над созданием туристических кластеров и развитием путей сообщения, для чего требуется дополнительное финансирование.

Председатель правления общины коренных малочисленных народов Чукотки Василиса Ивановна Рузанова выразила сожаление по поводу того, что в регионе для развития туристического направления не хватает инфраструктуры.

В рамках второго дня Конференции состоялись две пленарные сессии: «Устойчивое развитие арктических регионов – задачи и пути», модераторы – президент Союза Нефтегазопромышленников России Генадий Иосифович Шмаль и заместитель директора по научной работе ИПНГ РАН, член-корреспондент РАН Василий Игоревич Богоявленский, а также «Ключевые проекты в Арктической зоне: шельфовые проекты, минерально-сырьевые центры и инфраструктура», модераторы – член научного совета при Совете Безопасности РФ Михаил Николаевич Григорьев и советник Министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Олегович Фишкин.

Михаил Николаевич Григорьев отметил, что утверждение о том, что освоение Арктики только началось – в корне неверно. «85% российского газа добывается в арктических регионах (365 месторождений), процесс этот начался еще с 1930-х годов. То есть речь сегодня идет об углублении освоения ресурсного потенциала. Морской схемой транспортировок обеспечиваются 14 минерально-сырьевых центров (Ямал-СПГ, Приразломная, Новопортовское месторождение и др.)».

Опытом разработки месторождения «Приразломная» поделился заместитель генерального директора ООО «Газпромнефть шельф» Рустам Леонидович Романенков, а о новых проектах на шельфе Сахалина рассказал руководитель программ по продвижению шельфовых проектов ООО «Газпромнефть-Сахалин» Алексей Михайлович Фадеев.

Генадий Иосифович Шмаль назвал главной проблемой отечественного нефтегазопромышленного комплекса отсутствие доступа к «длинным» и сравнительно недорогим деньгам. По его словам, в государстве за годы процветания не было создано банковской системы, что вызывает систематическое отставание от лидеров нефтегазодобывающей отрасли. Срок эксплуатации 25% российских трубопроводов насчитывает более 33 лет, это означает что требуется их заменять.

Профессор МГУ им. Ломоносова Юрий Петрович Ампилов отметил, что к массовому выходу на арктический шельф Россия пока не готова, так как при добыче на шельфе проблем и сложностей куда больше, чем позитивных факторов. Экологически безопасных технологий для добычи в условиях шельфа у России пока что нет в условиях долгосрочных санкций. Нужно принимать во внимание, что кроме нефти в Арктике есть еще и другие богатства. С такой точкой зрения согласились многие эксперты, так как шельф есть как потенциал, но это еще не ресурсы.

Учредитель центра «ПОРА» Александр Иванович Стоцкий задался вопросом, является ли развитие добычи устойчивым, или его нужно оставить будущим поколениям. Тем временем, Александр Михайлович Воротников представил новый механизм, призванный восполнить недостаток финансирования, – инфраструктурную ипотеку с госгарантией кредитов, проект которой прорабатывают Внешэкономбанк и Минэкономразвития.

Подводя итоги, президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль выразил уверенность в том, что Россия в любом случае найдет технологии, которые позволят добывать ресурсы в Арктике с меньшими издержками, но для этого необходимо иметь четкий план и выделить приоритеты в освоении шельфа. Необходимо активно развивать инфраструктуру Арктической зоны России и проводить полноценную геологическую разведку, для чего требуются значительные финансовые вложения.

Предложения участников объединят в резолюцию, которую утвердят по итогам Конференции.

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика