Трасса Хабаровск-Владивосток расчленяется в Переяславке, уходя вправо иссиня-черной магистралью через кварталы районного центра и железнодорожный переезд. Позади Гродеково, Могилевка. Не доезжая Черняева поворот на грунтовку, к домам и огородам. Это Киинск - село на берегу реки Кия, которая подступает не только к названным, но и к другим населенным пунктам района им. Лазо.
- Как тут красно-пестрые?.. Осенью и весной мы их навещали, - говорит Елена Талалаева, начальник отдела животноводства минсельхозпрода края. - Из племенного репродуктора Красноярского края недавно прибыло пополнение - 99 голов. Посмотрим, как они обживаются…
Красно-пестрая порода крупного рогатого скота высокопродуктивна, устойчива к местному климату и условиям содержания. В 2019-2020 годах на субсидии, предоставляемые по региональной программе развития сельского хозяйства, с возмещением 75% затрат, сюда прибыло 210 голов. Тогда, как и теперь, новоселами стали нетели - коровы, которые первый раз ждут приплода. После отела они начнут давать молоко, и это является определяющим фактором для любого хозяйства, будь то личное подсобное, крестьянско-фермерское либо крупное сельхозпредприятие, каким является компания «Вектор».
По данным минсельхозпрода «Вектор» входит в пятерку ведущих в крае производителей натурального молока.
Корма с запасом.
Киинск - это полтысячи жителей, детсад и школа, клуб и почта. В советскую эпоху в селе размещалось отделение Черняевского совхоза. Разгосударствление, стартовавшее в 1991 году, совхоз похоронило.
Реагируя на остроту момента, руководство региона приняло решение о создании КГУСП - краевых государственных унитарных сельхозпредприятий. Они получали землю, коровники, технику ликвидированных совхозов. Тогда Киинску в первый раз повезло: КГУСП появилось в нем, а не в Черняево, в котором располагалась центральная усадьба совхоза. Хотя это был не случайный выбор: вблизи Киинска под занавес советской эпохи запустили мелиоративную систему, введя в оборот тысячи гектаров пашни.
Когда Виктора Ишаева сменил Вячеслав Шпорт, КГУСП попали в немилость, тем более что сверху настаивали на продаже активов региона. Но что сегодня на месте КГУСП «Лермонтовское»? Ветер в коровниках, бурьян на пашнях, безработица в поселении. Собственник, считавшийся эффективным, пустил ко дну последнее в Бикинском районе сельхозпредприятие. Киинску же повезло во второй раз: имущество КГУСП приобрела компания «Вектор», которая начала с погашения долгов по зарплате.
- Мы пришли в 2014 году и взялись за создание кормовой базы. Реконструировали хранилища зерновых, чтобы вмещалось все выращиваемое на 3,5 тысячах гектаров наших площадей. Купили два специализированных комбайна, трактор, самоходный опрыскиватель - всего три десятка единиц техники. Построили цех комбикормов мощностью 500 тонн в месяц, - рассказывает исполнительный директор «Вектора» Анна Мусина.
Это обошлось в сотни миллионов собственных средств, обеспечив красно-пестрым сытую жизнь. Кстати, упомянутый цех производит комбикорм и для крестьянско-фермерских хозяйств.
На грант министерства восстановлены оба коровника. Заново бетонировали пол, настилали крышу, навесили ворота. Заработал молокопровод.
Выбор Гоманюка
Примечательный момент: компанией «Вектор» с ее создания в 2014 году руководит Сергей Гоманюк, министр сельского хозяйства края в 2010-2012 годах, а перед этим - директор ЗАО «Соя».
Отставками руководителей такого уровня сегодня не удивишь, но кто из министров всех четырех губернаторов края предпочел не очередной кабинет в Хабаровске, а спасение якорного предприятия сельской глубинки?
Но почему Сергей Николаевич не вернулся в ЗАО «Соя», которое под его началом стало успешной коммерческой фирмой?.. Сам он на этот вопрос корреспондента отвечать не стал, поскольку для него важней было обсудить с должностными лицами отрасли судьбу потомства красно-пестрых. Прежде всего бычков.
Гоманюк убежден: их можно пристроить в личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Другими словами, не тратить средства из бюджета края на приобретение молодняка в других регионах и поддержать ими местного производителя крупного рогатого скота в лице «Вектора».
Приехавшее начальство в принципе не возражало, списки желающих обзавестись чистопородным молодняком составляются ежегодно.
- Впереди у нас 250 растелов. И нам нужно знать, сколько телят заберут осенью, сколько - весной, - вопрошает Сергей Николаевич.
Покупатели на молодняк красно-пестрых найдутся. Это означает, что средства бюджета края в этот раз не уйдут за его пределы.
Вместе с отцом
Максим Гоманюк учился в Москве в ведущем вузе дорожной отрасли. Когда отец возглавил «Вектор», Максим последовал за ним в Киинск. «Семейное дело», - так объясняет он кардинальную переквалификацию. Однако знания, полученные в бакалавриате и магистратуре, пригодились.
Чипы, установленные на комбайнах и прочей технике, включая навесное оборудование, отслеживают не только местонахождение железного коня. Компьютерные программы формируют глубинку вспашки, внесение удобрений, другие действия, прежде выполняемые на глазок.
Гоманюк-младший прошел обучение и готов проводить сервисное обслуживание доильных роботизированных комплексов. Они приобретены и установлены.
- Для коровы, которая приучена отдавать молоко роботу, переход на традиционный доильный аппарат - это стресс. Неизбежно сокращение надоев, другие негативные последствия, в том числе для здоровья коровы, - поясняет Елена Талалай. - Поскольку роботы из Европы, с их эксплуатацией решено повременить для уточнения логистики в поставках запчастей. Но заминка не меняет курса, взятого «Вектором» на автоматизацию производственных процессов.
В последние дни отца и сына беспокоит одно - банкротство молочного комбината в Переяславке. Ему «Вектор» сдает на переработку 1,5-2 тонны молока ежедневно.
Волнения незряшные: по мнению заслуженного юриста РФ Николая Серова, возглавлявшего арбитражный суд Хабаровского края, действующая редакция закона о несостоятельности (банкротстве), нацеливает не на восстановление производства, как следовало из предыдущих редакций, а на удовлетворение требований кредиторов. Иначе говоря, на распродажу имущественного комплекса, следовательно, ликвидацию предприятия.
Печальный пример - судьба опытно-производственного хозяйства «Восточное». Десятилетиями оно являлось флагманом отрасли, хотя трудностей не избежало. Внешнее управление их не устранило, а усугубило. В считанные месяцы материальная база была распродана, дойное стадо погублено, жители Восточного и примыкающих к нему сел Хабаровского района лишились работы.
С другой стороны, неопределенность с молочным комбинатом, собственники которого за пределами края, - это вызов. Как для «Вектора», так и «Полетного» - предприятия из одноименного села, возрожденного на руинах совхоза и КГУСП, тоже поставляющего молоко на переработку в Переяславку.
Но прежде всего вызов для минсельхозпрода, точней, его управления пищевой и перерабатывающей промышленности.
Михаил Карпач.