В очередном рейде по территории национального парка "Анюйский" Хабаровского края побывали сотрудники ООПТ. В этот раз охранные мероприятия, сбор данных с фотоловушек, а также весенние фенологические наблюдения проводились в северной его части - в среднегорье урочищ рек Маномы и Кии.
Весна здесь пока ощущается только по дневным температурам, да по теплому солнышку. Снег же тает неохотно и, местами, сохраняет глубину до 60 см. Но консистенция его изменилась: толстая корка наста, а под ним - кристаллы, острые, как толчёное стекло, которые вовсю калечат ноги копытных.
"Буранники хорошо присыпало последними снегопадами, значит людей, пытающихся нарушить заповедный режим здесь не было давно, хотя и звериных троп тоже немного, но сойдёт снег и эти, богатые кормом, места вновь наполнятся жизнью, - рассказывает специалист по туризму национального парка "Анюйский", опытный следопыт и специалист по фотоловушкам Алексей Готванский. - Утешаемся птичьими трелями синиц и поползней, да следами белок, соболей, енотовидных собак и лисиц. Этот участок долины реки Манома сильно замело, фотоловушки полностью закрыты снегом, потому фотографий мало, даже с поздней осени".
Манома уже местами вскрывается ото льда. У реки следовая активность животных возрастает. Тут пара изюбрей и косули натоптали, а также что-то более мелкое, похожее на кабаргу. Потом присутствие последней подтвердили и показания двух фотоловушек. По пути дальнейшего следования участникам наблюдений попадаются обглоданные останки косули. Это тигр поработал, но довольно давно - следы старые, даже размерность невозможно определить.
Через несколько километров, наконец то, отмечается свежая тигриная траншея – самец с размером в пяте 11 см идёт в сторону реки, знает где вся вкуснятина скопилась. Удачи ему.
"Буранник наш закольцован, что позволяет обследовать весь горный район рек Маномы, Кии, а также ручьёв Размытого и Малого Размытого за один день, правда не слезая со снегохода, - продолжает рассказ Алексей. - На обоих Размытых ситуация та же: зверьё тянется поближе к начинающим оттаивать руслам рек. Здесь и снега меньше, и есть что поглодать. Медвежьих следов не видно нигде, хотя уж пора бы. Тигры, а их тут, судя по прошлогодним учётам трое, не порадовали своим присутствием. Ни фото, ни следов.
Остаётся у Алексея надежда на долину реки Кия. Она всегда приносила массу интересных фотографий, и видовое разнообразие здесь почти максимальное: тигр, рысь, волк, кабарга, лось!
Здесь также обширные ельники и пихтачи, кедр присутствует, маньчжурский орех, дубняки, лещина и черёмуха Маака. Однако сейчас ловушки и здесь замурованы снегом. Одна даже пострадала – вмёрзла в лёд, пришлось Алексею снять её для сушки и профилактики.
"Но полученные с четырёх точек результаты радуют. Пусть не в полном объёме, но на фоне большинства уже отработанных точек фотографий здесь значительно больше, отмечает специалист. - Здесь мы получили снимки двух тигров, самца и самки, судя по фото. Третий же обитатель этих мест – молодой "полосатый кот", которому около полутора лет отроду - не отметился ни разу. Может выпер его папаша, а может и не живой он уже.
Многим, очень многим не суждено было пережить эту суровую многоснежную зиму, хотя кому-то наоборот такое положение вещей пришлось в радость. Кабарга атакует, косолапым можно ещё поваляться, не боясь капели с потолка берлоги, мышкам тепло где-то там под толщей снега".
Жизнь не останавливается, и чья то гибель даёт другим надежду на пропитание и выживание.
"Пару раз мы останавливались просто из желания погреться на солнышке. Температура была +2, ни ветерка! - улыбается Алексей.
Фотоловушки подготовлены к весенним съёмкам, работа здесь возобновится в начале мая, когда сотруднику нацпарка можно будет походить пешком, поискать новые перспективные точки.