USD
1
Доллар США
76,467 -1,311
EUR
1
Евро
90,414 -1,146
CNY
1
Китайский юань
11,466 -0,176
JPY
100
Японских иен
73,100 -0,584
Дата: 24.10.2020
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Факторинг –механизм финансирования

1209-18-1 

 

На сегодня основным способом привлечения денежных средств для бизнеса остается банковское кредитование. Однако привлечь финансирование можно и с помощью других финансовых инструментов. Одним из них является факторинг – инструмент, применяемый в бизнесе для пополнения оборотных средств, предотвращения кассовых разрывов, увеличения рентабельности и динамики продаж.

 

Разобраться, что это за финансовый инструмент и оценить его преимущества нам поможет заместитель управляющего Отделением по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Наталья Вьюгина.

- Что такое факторинг и для чего он необходим? Это какая-то особая форма кредита?

- Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю приобретать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу получать от фактора, которым может быть банк или факторинговая компания, комплекс услуг: авансирование выручки, защиту от риска неплатежа, сбор платежей в договорные сроки или после их окончания, учет дебиторской задолженности.

Удобнее всего понять, что такое факторинг, на примере. Допустим, реализуя товары на условиях отсрочки платежа, компания формирует на своем балансе дебиторскую задолженность, другими словами – денежное требование за отгруженный товар. Так вот, есть возможность не дожидаться срока оплаты от контрагента, а получить деньги сразу, уступив свою дебиторскую задолженность факторинговой компании. Это относится и к сфере оказания услуг с отсроченным платежом.

Факторинг, прежде всего, удобен для пополнения оборотных средств и предотвращения кассовых разрывов. Кроме того, этот инструмент помогает отгружать продукцию и предоставлять услуги с отсрочкой платежа, снижать риски неоплаты поставок со стороны контрагентов, а также минимизировать риски работы с новыми клиентами.

- В чем для бизнеса преимущество использования факторинга по сравнению с тем же кредитом, например?

- Одним из важных преимуществ факторинга является то, что финансирование, полученное с его помощью, не является долгом компании и, следовательно, не увеличивает ее кредиторскую задолженность. Таким образом решается проблема излишней кредитной нагрузки компании.

Еще одним важным преимуществом факторинга является отсутствие требования к наличию залога. В наше время многие компании уже имеют кредиты, и поиск дополнительного обеспечения для них может быть непростой задачей. В случае с факторингом «залогом» становится дебиторская задолженность, то есть будущая выручка. Поэтому часть предприятий, изучив альтернативные механизмы привлечения финансирования, выбирает факторинг.

Также к плюсам можно отнести «упрощенный» пакет документов и более оперативное принятие решения по финансированию. Существование этих плюсов продиктовано отсутствием строгого регулирования и надзора за деятельностью факторинговых компаний. Они самостоятельно определяют требования к процедуре сбора и анализа документов в зависимости от выстроенной системы риск-менеджмента.

При факторинге в основном оцениваются риски дебитора, поскольку возвращать деньги будет именно он. Поэтому компании-продавцу выгодно использовать факторинг, если, например, она только начала свою деятельность, а дебитор, наоборот, давно и стабильно работает на рынке.

 

- Кто они потенциальные клиенты факторинговых компаний?

Чаще всего факторинг встречается в сфере оптовой торговли. В ситуации, когда покупатель не оплатил товар, продавец не может закупить новые партии для совершения поставок другим контрагентам. Факторинг позволяет избежать данных издержек, поскольку деньги компания получает сразу, и оборот ее средств таким образом ускоряется. Нередко факторинг применяется и в производственной отрасли. Допустим, предприятию потребовались средства на предоплату партии сырья, а выручка от реализованной им продукции еще не поступила. Возникает кассовый разрыв. Справиться с этой ситуацией можно, прибегнув к факторингу.  

Факторинговые компании, как правило, предъявляют определенные требования к своим потенциальным клиентам. К таким правилам относятся: срок работы компании на рынке, срок предоставляемой отсрочки, выручка компании, объем и периодичность поставок, минимальное количество дебиторов. Одни компании специализируются только на крупном и среднем бизнесе, другие готовы работать и с малым бизнесом.

- Насколько сложна процедура факторинга, и востребован ли бизнесом данный инструмент?

Факторинг не сложнее кредита, просто о нем пока мало кто знает. Для большинства компаний кредит является привычным продуктом, поэтому и кажется более понятным и простым. Именно недостаточная информированность бизнеса об этом финансовом инструменте влияет на его малую популярность. Поэтому Банк России разработал путеводитель по факторингу, цель которого – рассказать об этом инструменте доступным языком, представить его особенности и внутренние принципы работы.

Насколько востребован данный инструмент, можно судить по динамике факторингового портфеля. По данным Ассоциации факторинговых компаний за последние несколько лет объем предоставленного финансирования увеличился практически вдвое, и на 1 января 2020 года совокупный портфель российского рынка факторинга оценивался в 808 млрд рублей. Здесь стоит отметить, что основной объем средств приходится на западные регионы, где факторинг уже получил достаточно широкое распространение на сегодняшний день. Надеемся, что в дальнейшем и дальневосточные предприниматели оценят его преимущества.

- Мы знаем, что любое внешнее финансирование уменьшает прибыль компании. Поэтому возникает вопрос: сколько стоит факторинг?

Стоимость факторинга во многом зависит от уровня рисков, которые принимает на себя факторинговая компания – чем выше риск, тем дороже обойдется услуга. При оценке риска, как правило, учитывается финансовое положение сторон сделки, деловая репутация, продолжительность сотрудничества между сторонами, срок отсрочки, наличие защиты от риска неплатежа. Сама комиссия рассчитывается как процент от объема поставки. Снизить стоимость факторинга помогает использование электронного документооборота с фактором и клиентом.

Как вы понимаете, условия довольно индивидуальны, но если говорить о более традиционной оценке в «процентах годовых», то в целом стоимость привлечения финансирования с использованием факторинга вполне сопоставима со стоимостью банковского кредита.

 

- Как потенциальному клиенту выбрать факторинговую компанию?

Если говорить о нашем регионе, то в Хабаровском крае физически представлено не так много факторинговых компаний. Возможно, и это влияет на информированность регионального бизнеса о данном инструменте. Однако если выбор в пользу факторинга сделан, найти компанию можно через Интернет.

 

Первое, на что необходимо обратить внимание, – легальность компании. У факторинговой компании должно быть подтверждение постановки на учет в Росфинмониторинге. Если услуги факторинга предлагает индивидуальный предприниматель или физическое лицо, то от такого сотрудничества стоит отказаться.

 

Факторинговые компании в большинстве своем отличаются только набором продуктов и техническими возможностями предоставления услуг. Поэтому следует обратить внимание на доступность информации о факторинге на сайте компании. Чем подробнее описаны услуги, тем проще понять, что получит ваше предприятие в результате сотрудничества с факторинговой компанией.

 

Не лишним будет ознакомиться с историей факторинговой компании, ее репутацией. Факторинговые компании не появляются из ниоткуда. Это сложный бизнес, требующий годы подготовки и предполагающий высокую квалификацию сотрудников. А членство факторинговой компании в профессиональных объединениях будет дополнительным плюсом в ее пользу.

 

 

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика