USD
1
Доллар США
64,611 0,073
EUR
1
Евро
72,319 0,353
CNY
10
Китайских юаней
93,572 0,269
JPY
100
Японских иен
58,992 0,393
Дата: 25.05.2019
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

1.«Неспящие» в Хабаровске: диспетчер

 

IMG 8573

В переводе с французского слово «дежурный» означает «неспящий». В Хабаровске, который с самого основания является логистическим, военным, административным и промышленным центром региона, дежурных много. Название должности у них разное, но суть одна: днем и ночью, в праздники и будни в хорошо защищенных помещениях работают специально обученные люди и с помощью современных средств связи следят за состоянием своего участка работы. И в случае необходимости принимают меры.

 

Сегодня мы начинаем публиковать серию материалов о диспетчерах Хабаровска.

 

В окнах 9-этажного здания на углу улицы Калинина и Уссурийского бульвара с вывеской «Дальневосточная Дирекция управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» по ночам никогда не гаснет свет. Здание особо режимное: сюда даже не всякий железнодорожник имеет право войти, и это не чья-то прихоть: здесь как на ладони видна вся экономическая жизнь огромного региона. Ведь рельсы подходят ко всем предприятиям всех форм собственности, от космодрома «Восточный» до портов и воинских частей, не говоря уже о «простых» леспромхозах, НПЗ и ТЭЦ.

Смена поездного диспетчера, для краткости именуемого аббревиатурой «ДНЦ» длится 12 часов, с 8 утра до 8 вечера. Или с 8 вечера до 8 часов утра. Здание построили в начале нулевых годов, и тогда же собрали сюда весь диспетчерский аппарат из Владивостока, Тынды, и других отделений ДВЖД. Раньше диспетчеры руководили движением с отделений дороги, а с развитием современных систем связи и централизованной блокировки управление дорогой длиной около 7 тысяч километров сосредоточилось в этом здании. В Хабаровск тогда с отделений перевезли диспетчеров, дали им квартиры.

…Поставив на закрытой для посторонних машин парковке свой автомобиль, поездной диспетчер Евгений Шкуратов поднимается в кабинет на 8 этаже, принимает смену от коллеги, знакомится с обстановкой, участвует в планерке, получает задание…

– В диспетчерском центре я работаю с 2005 года, – рассказывает Евгений Васильевич. – Сам я родом со станции Сковородино Забайкальской дороги, там окончил школу, начал работать монтером пути, после армии отучился и стал помощником машиниста электровоза. А потом как-то пригласили меня на экскурсию в отделение дороги, к поездным диспетчерам. Считалось полезным (и это так!), чтобы машинисты и их помощники видели работу диспетчеров, потому что трудимся в единой технологической связке. Мне понравилась работа диспетчера, и я спросил у начальства, можно ли мне стать диспетчером. Мне сказали: если сможешь, давай, попробуй.

Потом Евгений Васильевич закончил наш университет путей сообщения, факультет управления движением, два года работал дежурным по станции Ковали – это около Сковородино, там рядом тоннель Транссиба. Потом стал поездным диспетчером Сковородинского отделения Забайкальской дороги, затем поездным диспетчером в Свободном, начальником станции, и уже затем в Хабаровск приехал, на станцию Хабаровск-2 диспетчером по четной системе. Работал и ревизором по безопасности движения, а уж затем стал работать здесь, в новом здании. Работа интересная, живая. Родители – тоже железнодорожники, и жена работает на дороге, движенец, закончила ДВГУПС, но сейчас дома с маленьким ребенком. С квартирой вопрос решен, тут проблем нет.

Зона ответственности диспетчера Шкуратова – 308 километров от Волочаевки-2, то есть от главного хода Транссиба, до станции Мылки в Комсомольске. 21 станция, из них 16 станций на диспетчерском управлении, то есть в его ведении. Сейчас на линии под его ответственностью движется 35 грузовых поездов и 2 пассажирских. И при этом движение осуществляется по однопутному участку.

– Заступая на смену, – продолжает Евгений Васильевич, – знакомлюсь с дежурными по станциям: кто работает, кто заступил на смену, заводится циркулярный приказ, и за дело. Определяется поездная обстановка, положение на станциях, необходимость в маневровых работах, закрепление грузов, наличие местного груза. Грузы, идущие на восток, к порту Ванино и далее через паромную переправу – это жизнеобеспечение для Сахалина. Есть и грузы, которые через порт Ванино направляются в другие регионы ДФО, а также на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Поскольку в Сахалинском регионе в разгаре реконструкция рельсового пути (он «перешивается» с узкой японской колеи на общесетевую, широкую), туда с «материка» идет большая отгрузка рельсошпальной решетки.

На рабочем столе у Евгения Шкуратова четыре монитора, на них десятки тонких разноцветных «ниток» поездов. Видна диспетчерская обстановка на станциях – формирующиеся поезда, стрелки, семафоры, сигналы.

– На станциях мы и готовим поезда, и отправляем, принимаем составы. Сейчас поток грузов растет, и если рост будет продолжаться, то, по моему мнению, надо будет делать двухпутные «вставки» рельсов на нашем однопутном участке, перед затяжными подъемами, чтобы ускорить движение, – считает Евгений Шкуратов.

Не прерывая разговора, Евгений Васильевич щелкает курсором «мышки» на одну из «ниток» грузового поезда, проследовавшего станцию Хевчен. На экране раскрывается «окно» поезда 2354. Компьютер «докладывает»: поезд отправился со станции Волочаевка-2, по станции Сельгон была произведена смена локомотивной бригады (там находится дом отдыха локомотивных бригад), и «свежая» бригада управляет трехсекционным локомотивом 3ТЭ10УК, в составе которого 54 вагона, назначением Комсомольск, Ванино, Совгавань, и 4 вагона на Сахалин. Машинист из Комсомольского эксплуатационного депо Гноевой, на работе бригада находится три с половиной часа. Контроль необходим для того, чтобы не было превышения норматива рабочего времени. Сейчас поезд приближается к 21 разъезду. С машинистом у диспетчера поездная радиосвязь.

Евгений Шкуратов нажимает одну из бесчисленных кнопок нескольких селекторов и говорит в микрофон:

– 2354, машинист Гноевой 21 разъезд. Ответьте. ДНЦ Шкуратов!

– Я машинист 2354, ответил, – доносится из динамика.

– Как погода у вас, все ли в порядке?

– Все в порядке, снега по 21 разъезду нет, – отвечает машинист.

Евгений Васильевич поясняет, что кроме коротковолновой связи есть дублирующая УКВ-связь, ее включают, когда на станциях ведутся маневровые работы, чтобы в эфире не мешать другим. Практически всех машинистов Комсомольского депо он знает и по голосу, и лично – встречаются на ежегодных общих собраниях коллектива депо в городе Юности, общаются. Это помогает лучше управлять движением. А во время поездки заодно освежается в памяти профиль пути от Волочаевки-2 до станции Мылки, где подъем или спуск, где ровный профиль.

Пока мы разговариваем с поездным диспетчером, из динамиков непрерывно раздаются голоса: дежурные по станциям докладывают о ходе работ, о прибытии составов, просят разрешения отправить поезд. Каждую минуту – несколько докладов. Неудивительно, что даже обед у диспетчеров на рабочем месте, для этого рядом находится комната приема пищи, где есть холодильник, микроволновка, плитка, чайник, посуда. Хотя в здании диспетчерского центра есть и столовая.

Не отрываясь от интервью, Евгений Васильевич принимает доклады, дает команды, попутно делает отметки на бумажном графике, который лежит на столе. Огромный поток информации, мгновенное принятие решения и высочайшая ответственность – вот что такое работа поездного диспетчера, элиты железнодорожников. И поощрениями движенцев не обижают. У того же Евгения Шкуратова, как одного из лучших диспетчеров в своей смене, их немало. Но одна из самых дорогих– именные часы. Еще с царских времен часы являются символом точности и четкости движения на сети дорог.

Евгений Шкуратов трудится в диспетчерском участке, обеспечивает движение от Волочаевки-2 до станции Мылки. А всего на Дальневосточной железной дороге 21 участок. Зоны ответственности разных диспетчеров – от Хабаровска до Архары, в сторону Владивостока, на БАМе, на Сахалине, припортовые станции. На двух этажах здания по коридорам один за одним следуют кабинеты поездных диспетчеров.

На другом этаже располагается еще один центр управления: в огромной комнате с гигантским монитором во всю стену работает множество специалистов. На столах и на стенах – десятки экранов поменьше. Большие круглые циферблаты часов на стене показывают время: Хабаровск, Иркутск и так далее, до Москвы. На главном рабочем месте у самого большого пульта – старший диспетчер Валерий Свидетелев.

– Моя задача – координировать действия с диспетчерским аппаратом, оказывать помощь в решении разных проблем. В общем, это центр взаимодействия, то есть кроме меня, движенца, остальные – представители смежных служб: пути, систем централизованной блокировки, вагонники, ревизоры по безопасности, энергетики, и другие. Словом, все, кто участвует в перевозочном процессе. Таких служб ровным счетом девять. И мы в нашем центре можем более оперативно реагировать на различные условия перевозочного процесса, на возможные отказы технических средств.

Например, зимой в условиях низких температур случаются разные отказы технических средств, и чтобы все это оперативно решить, скоординировать дальнейшее продвижение вагонопотока, мы все здесь сразу оперативно принимаем решения. Раньше если возникала проблема с вагонами, диспетчер звонил в вагонную служб; проблема со связистами – по телефону связывались со службой связи и так далее. А сейчас мы все вместе, в одном информационном поле. С созданием нашего центра значительно облегчена задача по перевозкам. Меньше времени уходит на устранение неполадок. Сломается, например, локомотив, или приборы покажут ложную занятость пути, или еще что-нибудь, сразу же специалист принимает решение.

Валерий Свидетелев родился на бамовской станции Эворон. Свою железнодорожную карьеру начинал на БАМе, дежурным по разъезду Мони.

– Сейчас вырос грузопоток и по Транссибу, и по БАМу. На 20% произошло увеличение за последние несколько лет. В таких же темпах растет поток грузов и через стыковую станцию Хани. И мы, железнодорожники, довольны: есть груз, значит, есть работа, – считает Валерий Викторович.

 

Геннадий Ведерников.

Фото автора.

 

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика