USD
1
Доллар США
58,694 -0,205
EUR
1
Евро
69,095 -0,335
CNY
10
Китайских юаней
88,719 -0,413
JPY
100
Японских иен
52,068 -0,456
Дата: 19.12.2017
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Хоргос - это звучит гордо?

 

0312-17-1

Восточный экономический форум, который в сентябре в очередной раз принимала приморская столица, неожиданно оказался прорывным и для хабаровской столицы. В числе поручений президента, переданных правительству для реализации, появился пункт о создании грузопассажирского пограничного перехода на острове Большой Уссурийский. Можно сказать, в пригороде Хабаровска.

Что видно из окна

В предшествовавшие годы заявлялось исключительно о пассажирском переходе и освоении Большого Уссурийского с упором на туристско-рекреационную деятельность. Причем, китайская сторона в этом направлении преуспела. С 2008 года, когда остров ниже устья Уссури площадью до трехсот пятидесяти квадратных километров был разделен между государствами- соседями, подданные Поднебесной возвели парк водно-болотистых угодий, гостиничный комплекс в деревянном исполнении, этнографическую нанайскую деревню. Это не считая вантового моста, гигантской пагоды - буддийского храма, который жильцы хабаровских высоток лицезреют из своих окон, как и не менее впечатляющий иероглиф, обозначающий восток. Действительно, остров Черного Медведя, как называют в КНР Большой Уссурийский, - самая восточная точка Китая.

Российской стороной был построен мост в окрестностях села Осиновая Речка Хабаровского района. Что касается стадиона, этнографической казачьей деревни, ипподрома, то эти объекты по-прежнему на бумаге. Невиданное наводнение 2013 года остановило создание туристско-рекреационной зоны. Приоритетом стало берегоукрепление, но федеральные миллиарды направляются прежде всего на защиту населенных пунктов, что подтверждает дамба, появившаяся в Индустриальной районе Хабаровска. На очереди берегоукрепление Комсомольска-на-Амуре. Очередь до Большого Уссурийского, похоже, дойдет нескоро.

Год назад на заседании общественного совета регионального минпромтранса член совета директоров Корпорации по развитию Хабаровского края Дмитрий Ноженко поставил вопрос о трансформации намеченного пассажирского перехода на Большом Уссурийском в грузопассажирский. Без ущемления туристско-рекреационной составляющей грузовой трафик представлялся выходом из тупика благодаря расширению инструментария для решения насущных задач, включая берегоукрепление.

Парадоксально, но факт: выступление вызвало критику, том числе представителя полпредства, но получается, что доводы хабаровского эксперта услышали на самом верху. На заседании общественного совета минпромтранса 15 ноября с.г. Дмитрий Ноженко уже в качестве председателя наблюдательного совета Дальневосточного центра инфраструктурного инвестиционного развития выступил с новой инициативой. Она предполагает создание на Большом Уссурийском международного центра трансграничного российско-китайского сотрудничества.

На 107-м автобусном маршруте

Природная обособленность острова упрощает формирование особого правового режима, включающего в себя как российскую, так и китайскую территории. А этот режим в свою очередь благоприятствует функционированию зоны беспошлинной торговли, утверждению нулевых таможенных ставок, запуску концессионных сделок. Цель - появление на свет Азиатско-Тихоокеанской ярмарки, объединяющей промышленные и продовольственные группы товаров. «И это в пятнадцати минутах езды на автомобиле из центра Хабаровска», - напомнил Ноженко.

Пусть не в пятнадцати, а в тридцати и даже в сорока пяти, ибо трасса 107-го пригородного маршрута, подходящая к переходу на Большой Уссурийский, нуждается в расширении, тем не менее проект Азиатско-Тихоокеанской ярмарки заинтриговывает.

Пока к ее кровеносным сосудам можно отнести планируемый грузопассажирский переход и уже сформировавшуюся дорожную сеть. С российской стороны - это магистрали, связывающие Дальний Восток с другими частями страны, это проезд к портам Ванино и Советская Гавань. С китайской стороны - это дороги, ведущие из уезда Фуюань в Харбин, столицу северо-востока КНР, и далее в Пекин. В случае успешного старта Азиатско-Тихоокеанской ярмарки автомобильный трафик наверняка подкрепят железные дороги обеих стран.

А ведь не меньше планов и эмоций звучало полтора десятка лет, когда в Бикинском районе обустраивался грузопассажирский переход Покровка-Жаохэ. Ожидалось, что грузы северо-востока Китая по трассе Ванино-Лидога через порты хабаровского приморья пойдут в южные провинции КНР, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Бикин, самый южный город края, должен был прирастать таможенными складами, гостиницами, общепитом и автосервисом.
Планы не сбылись. Более того, единственный в крае переход на границе с КНР в последние годы теряет грузы и пассажиров. По данным главы ассоциации «Хабаровскавто» Виктора Шпакова, переход работает вполсилы. Уместно напомнить прозвучавшее год назад на заседание общественного совета резюме советника полпредства Михаила Потанина. «От вербальных обсуждений надо переходить к конкретике. Какие пункты пропуска в крае есть, насколько они загружены, что представляет собой структура грузов? - задавал он риторические вопросы. - ТОСЭРы и Свободный порт создаются под конкретный спрос. Добиваться принятия решения, а потом называть инвесторов, которые вложат средства и окупят бюджетные затраты, обеспечивающие инфраструктуру, не совсем правильно…»

Реакцию на выступление Ноженко год назад вряд ли стоило вспоминать, если бы Дмитрий Юрьевич, презентуя проект международного центра трансграничного российско-китайского сотрудничества, назвал хотя бы парочку фирм, которые готовы подставить плечо, верней, вложить капитал. Увы…

- Где проект обоснования инвестиций? - прямо спросил его Владимир Крапивный, четверть века руководивший ДВЖД, а теперь представляющий дорогу в общественном совете. - Пока я слышу только декларирование.

- Не прозвучало даже намека на бизнес-план, - вторил доктор технических наук заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» ДВГУПСа Александр Балалаев.

Лесопромышленник Александр Сидоренко, сегодня больше известный как заказчик-застройщик первого в Хабаровске небоскреба, поддержал аргументацию докладчика, заметив, что настоящий бизнес предпочитает не трубить о своих планах. Между тем печальный пример портовой особой экономической зоны в Советской Гавани, в обустройство которой государство вложило миллионы, показывает, что бизнес склонен скорей к декларациям, чем к инвестициям. Да и в ТОСЭРах между заявленными и вложенными суммами - дистанция огромного размера.

Запрыгнуть в последний вагон

Прозвучали на заседании совета и другие доводы. Его председатель Вадим Ковшар склонен считать незавидное освоение Большого Уссурийского следствием лоббирования краем-соседом своих интересов, ведь грузопоток из приграничных китайских провинций в приморские порты набирает обороты. Требуется уточнение, что там не только автомобильные, но и железнодорожные переходы, коих Хабаровский край не имеет. Доктор технических наук проректор ТОГУ Игорь Пугачев, поддержав идею о создании центра трансграничного сотрудничества, назвал ее попыткой запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Он имел в виду освоение Северного морского пути, сокращающего путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Контейнерный трафик из северо-востока КНР в порты Ванино и Советская Гавань мог бы стать заметной составляющей грузооборота Севморпути.

Дмитрий Ноженко реагировал на каждое выступление: благодарил за поддержку и критику, что-то уточнял, кого-то опровергал, используя при этом модные словечки «креатив», «площадка», «резидент». Упоминание практик Сингапура и Гонгонга применительно к Большому Уссурийскому вызвало неприятие доцента Балалаева. «Причем тут Сингапур и Гонконг, когда мы обсуждаем обычное приграничное сотрудничество!..» - бросил в сердцах Александр Сергеевич.

Ссылался Дмитрий Юрьевич и на Хоргос. Разъяснение для несведущих: Хоргос - это центр приграничного сотрудничества на границе Китая и Казахстана близ одноименного казахского села. Там разрешена беспошлинная торговля, но по сути это большая барахолка, вероятно, самая большая в Центральной Азии. Но зачем она на Большом Уссурийском? Разве мало площадей на хабаровских рынках Навруза Мамедова, в ЦУМе и «Большой медведице», других старых и новых торговых центрах?

В дискуссии на общественном совете не был упомянут железнодорожный мост в Еврейской автономии, который в будущем году соединит Нижнеленинское и Тунцзян. По этому мосту пойдут составы с окатышами - продукцией Кимкано-Сунтарского горно-обогатительного комбината, пущенного на базе железорудных месторождений в Облученском районе. Как нетрудно догадаться, из окатышей уже на китайской территории будет выплавлять металл.

Иначе говоря, новую жизнь переходу Ленинское-Тунцзян дает экономика, а не чья-то благонамеренность. То же происходит в Амурской области, где на китайские кредиты возводится автомобильный мост, призванный соединить Благовещенск и Хэйхэ. Почему китайская сторона согласилась профинансировать стройку? Потому что она заинтересована в мимизации расходов на поставку сои, производство которой ежегодно увеличивается в Амурской области.

Не секрет, что Китай покупает военные самолеты, выпускаемые в Хабаровском крае на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе. Правда, для их перегона не нужны ни мосты, ни трансграничные переходы.

Михаил Карпач

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика