USD
1
Доллар США
58,694 -0,205
EUR
1
Евро
69,095 -0,335
CNY
10
Китайских юаней
88,719 -0,413
JPY
100
Японских иен
52,068 -0,456
Дата: 19.12.2017
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

На Севере дальнем

 

1110-17-1

В Хабаровск вернулись общественники, более месяца находившиеся  в гарнизонах Крайнего Севера. Естественно, не без содействия объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа,  морской авиации Тихоокеанского флота,  летного отряда ФСБ, обслуживающего пограничные части.

У этого общественного формирования,  действующего при региональном отделении ВООПИиК,  пожалуй, чересчур длинное название - «Совет по изучению и сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей Дальнего Востока». Оно больше известно по фамилии  руководителя - Геннадия Басюка. Не всем по нраву его ершистый характер, но деяния, совершенные им, возвращают подзабытый   в перестройку и реформирование,  но от сердца идущий порыв:  никто не забыт - ничто не забыто.

                                 Бюрократия не устояла

Хабаровский пенсионер Басюк, оказавшийся в Чумикане по семейный обстоятельствам, невольно обратил внимание на сквер с памятником пограничникам и жителям села, погибшим в 1931 году, когда подняли бунт сепаратисты. Памятник выглядел плачевно, хотя располагался  через дорогу от районной администрации. Сколько чумиканских и хабаровских кабинетов обошел  Геннадий Александрович, сколько бумаг написал и отправил, пожалуй, знает только он сам.  Бюрократическая система не устояла перед настойчивостью Басюка, и памятник получил второе рождение. С завезенной с материка облицовкой, рядами школьников,  слезами потомков погибших.

Потом Басюк объявился на острове Большой Шантар с идеей мемориальной зоны, увековечивающей  первооткрывателей тихоокеанского побережья и защитников пограничных рубежей. Его переключение на Александра Светогорова было воспринято с сарказмом: о дальневосточном летчике 30-х годов опубликованы десятки статей, место его гибели в окрестностях поселка Лазарев Николаевского района найдено. Что еще надо?..

На здании хабаровского аэроклуба, в котором работал инструктором Светогоров, была установлена мемориальная доска. Экспедиция, снаряженная в Николаевский район, подтвердила: погребение в неподобающем состоянии. Перезахоронение летчиков и пассажиров состоялось на аллее памяти Матвеевского кладбища под Хабаровском под авиамарш и чеканный шаг почетного караула.

Всем этим дотошно и упорно занимался  Басюк: его фамилия стало известна командирам летных частей вне зависимости от ведомственной принадлежности.  Осенью прошлого года при содействии военных мемориальная доска Светогорову была установлена в аэропорту чукотского поселка Провидение. В 1934 году экипаж и пассажиров затертого льдами парохода «Челюскин» лучшие летчики страны вывозили в Провидение. Среди них был Светогоров, представленный к ордену Красной Звезды, но так и не награжденный им.

Было растиражировано мнение, что Светогоров - не ас, а ухарь, погубивший летную технику и людей, что фильмы и книги о нем - амбиции Басюка и его окружения, желающего погреть руки на пике внимания к советскому прошлому. Коллегия министерства обороны, рассмотрев военно-патриотическую работу в объединении ВВС и ПВО,  не только поддержала усилия группы Басюка и авиаторов Восточного военного округа. Были исследованы архивные документы, касающиеся  службы Светогорова в ВВС РККА, погранвойсках ОГПУ-НКВД, а также его работы в ОСОАВИАХИМе и Гражданвоздухофлоте. Вывод коллегии министерства обороны однозначный:  Светогоров - подлинный герой своего времени.

                          В гарнизон, где служил отец

В воспитательной работе объединение  ВВС и ПВО использует переносной двусторонний стенд с фотографиями Светогорова и сведениями о нем,  а также горизонтальный планшет с личными вещами и деталями самолета, найденными на месте авиакатастрофы в Николаевском районе. Что касается чрезмерного увлечения команды Басюка Светогоровым,  то и в этом, похоже,   натяжка. Изучив послужной список своего героя, Геннадий Александрович и его соратники утвердились во мнении, что ангелом-спасителем Светогорова в переполненные катаклизмами 30-е годы был Эдуард Лухт, организатор авиачастей на Дальнем Востоке, в том числе по линии ОГПУ-НКВД. В 2016 году по инициативе возглавляемого Басюком  совета памятная доска Лухту нашла свое место на здании авиаотряда ФСБ в Хабаровске.

В сентябре этого года в чукотском поселке Лаврентия Басюк открывал мемориальную доску летчику Виктору Галышеву, который  в 1930 году первым в Арктике эвакуировал людей с погибшего во льдах парохода «Ставрополь».  На здании образовательного центра в том же поселке Лаврентия по решению возглавляемого Басюком совета установлена  памятная доска Тихону Семушкину,  местному учителю,  создавшему чукотскую азбуку,  написавшему знаменитый роман «Алитет уходит в горы».

Еще одна остановка хабаровских общественников - гарнизон Дальней авиации Угольные копи. В нем была увековечена память о Федоре Куканове - забытом герое челюскинской эпопеи. В одиночку на трехмоторном самолете он доставил с ледяных полей 93 человека. Почему его подвиг остался не замеченным? Потому что он вывозил людей не с «Челюскина», ставшего легендой, а с пароходов «Север», «Анадырь», «Хабаровск», перевозивших зэков.

- Угольные копи - поселок моего детства, поскольку в нем служил мой отец. Он был штурманом, летал на S-47 - знаменитых американских «Дугласах»,  которые СССР получал по ленд-лизу во Вторую мировую, - рассказывает хабаровский писатель Владимир Иванов-Ардашев, участник  чукотско-камчатского вояжа басюковской команды. - Запомнились лица поселковских пацанов, живо интересовавшихся фильмами и книгами о Святогорове, которые мы привезли. Именно им, вырастающим рядом с аэродромом, поступать в военные училища, поднимать в небеса новые самолеты, защищать небо Арктики.

                                       Именной самолет

 По решению военного совета объединения ВВС и ПВО   транспортному самолету Ан-12БК смешанной эскадрильи, дислоцированной на Камчатке,  присвоено почетное наименование. Надпись красного цвета на сером борту прошедшего модернизацию самолета сформулирована так - «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров». По этому поводу были торжества на аэродроме, где о преемственности поколений не только говорили. Она ощущалась всеми: офицерами полка, представителями командования, хабаровскими общественниками.

Еще одна встреча там же, на Камчатке, - в гарнизоне морской авиации Тихоокеанского флота. Когда в сквере у штаба Геннадий Александрович увидел скульптуру полярного летчика, он не смог сдержать эмоций: это же Светогоров! Те же крупные черты лица, запечатленные на фотографиях, тот же уверенный взгляд и крепкое телосложение.

- И я говорю, что он, - заметил то ли в шутку, то ли в серьез замкомандира части Алексей Уваров, понимавший, что приглашенный скульптур лепил собирательный образ полярного летчика.

И надо же: невероятное совпадению! Камчатские командиры и хабаровские общественники сошлись на том, что новенькая  мемориальная доска должна быть закреплена у той самой скульптуры. Для гарнизона морской авиации это стало событием. Духовой оркестр исполнил авиамарш. Летчики в черных морских мундирах прошагали, отдавая честь. Их жены незаметно смахивали слезинки.

Три с лишним десятка писем поступило на домашний адрес Геннадия Александровича  за время его чукотско-камчатского вояжа. Одно из них за подписью командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова. Он просит хабаровских общественников включить в сферу их поисковой деятельности  Северный флот.

                                                        Михаил Карпач

На снимках: именной Ан-12БК.

Фото предоставлено общественным советом по изучению и сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей Дальнего Востока 

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика