USD
1
Доллар США
71,230 -0,942
EUR
1
Евро
80,269 -1,199
CNY
1
Китайский юань
10,166 -0,108
JPY
100
Японских иен
66,691 -0,336
Дата: 11.07.2020
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Прорыв в будущее или « Новая Панама»?

 

1109-17-9

Не утихают страсти вокруг возможного строительства в Хабаровске первого в ДФО 55-этажного небоскреба «Бриллиант чистой воды». Как сообщило недавно одно Хабаровское СМИ, на месте строительства будущего небоскреба начались инженерно-геологические изыскания. Выделена и огорожена промзона. Также для проведения исследований приехала специализированная техника. Стоимость возведения здания составляет 220 миллионов долларов.

- Это не первый шаг на пути строительства небоскреба. Однако он более явный и видимый для жителей и гостей города. Несмотря на все слухи, небоскребу быть, - сообщил Александр Сидоренко,  руководитель управления проектом строительство первого в Хабаровске небоскреба.

Наша газета уже опубликовала несколько статей   о новом проекте, предоставила на своих страницах слово и застройщику, и местным жителям, и чиновникам. Фирма- застройщик имеет в собственности земельный участок на улице Калинина площадью чуть более 2000 квадратных метров, на котором размещено трехэтажное. По замыслу застройщика, здание будет снесено, а на его месте построят небоскреб высотой более 200 метров.

По плану застройщика, в нем разместятся супермаркет, 3 кинотеатра, 7 кафе и 9 ресторанов различной кухни, 14 банкетных залов разной вместимостью от 500 до 25 человек, конгресс-холл на 1000 посадочных мест и выставочные площади, зоны отдыха для детей и взрослых, Wellness & Spa центр, федеральные сетевые торговые компании одежды и бытовых товаров, международная гостиница на 300 номеров, тоннель с подземным пешеходным переходом.

С улицы Калинина в подземный паркинг на 750 машино-мест будет вести подземный тоннель. Предусмотрены также закрытые от снега и дождя посадочные блоки на три рейсовых автобуса, троллейбус и 16 такси. Ежесуточная пропускная способность небоскреба рассчитана на 33 тысячи человек. Именно этот проект прошёл жёсткий отбор для представления в качестве инвестпроекта   на втором Восточном Экономическом Форуме во Владивостоке.

Проект был рассмотрен и на краевом градостроительном совете, и получил там поддержку. Он признан в крае приоритетным инвестпроектом, и застройщик надеется включить его в состав территории опережающего развития (ТОР). Это даст возможность за счет льгот и преференций снизить расходы на 20-30 процентов. Срок сдачи объекта – лето 2018 года.

Редакция обратилась к известному в крае строителю с многолетним стажем, и попросила его  прокомментировать ход создания небоскреба. При этом важно, что   наш эксперт не занимает никаких должностей на государственной и муниципальной службе, и не является руководителем общественных организаций в архитектурной, строительной и тому подобных профессиональных сферах. И для полной объективности он согласился на анонимное изложение своего мнения. Подчеркнув, что оно является сугубо частным оценочным суждением.

- Возможно ли создание на пересечении улиц Ленина и Калинина такого объекта, как небоскреб?

-С инженерной точки зрения, создание «башни» (то есть, как говорят строители, «свечки»)- вполне решаемая задача. Но дьявол, как говорят французы, в деталях. И прежде всего, я считаю, место для строительства выбрано неудачное. Исторический центр города надо по возможности сохранять. Ни у Красной площади, ни в историческом центре того же Парижа небоскребы строить запрещено (явно или неафишируемо). И в Хабаровске, по моему личному мнению, необходимо развивать территории Северного, Южного районов, района Ореховой Сопки - там, где просматривается перспектива развития. Там можно сделать и обширную наземную парковку. гораздо более дешевую, чем планируемый 6-этажный подземный паркинг¸ и сквер. Ведь в гостиницу высокого класса и офисы мировых фирм пешком никто ходить не будет. А вот если   разместить там еще и торгово-развлекательный комплекс- тогда понятно стремление возводить небоскреб в центре. Но нужен ли в центре еще один торговый комплекс- большой вопрос.

Мой личный опыт строительства привел меня к твердому убеждению- если застройщик и инвестор начинают работу «с земли», а не с пиара- только тогда успех начинания обеспечен. Пиар у серьезных застройщиков начинается с перерезания красной ленточки готового объекта.

Что это значит? Проектировщик должен положить рядом с собой результаты инженерно-геологических и сейсмических изысканий, и план подключения к городской инфраструктуре: коммунальным сетям: электричеству, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, проработать парковки и пр. И подробнейшие технические условия. И от этих документов должен проектировщик «плясать». А не с имеющегося участка в центре города, «зажатого» окружающей застройкой. Однако, как сообщается в СМИ, проектная документация уже разработана PRP Architects (Великобритания). А инженерно-геологические изыскания только начинаются…

Я очень уважаю лондонских проектировщиков, они действительно высококлассные специалисты, но будут ли ими учтены природно-климатические условия Хабаровска? Или возьмут за основу проект, предназначенный, скажем, для Эмиратов, построенный два десятка лет назад?

-Далее- о подземном тоннеле. Как говорилось на презентации проекта, само строительство небоскреба «Бриллиант чистой воды» в Хабаровске начнется с подземного тоннеля. Его длина составит 250 метров, ширина проезжей части - 16, а пешеходной дорожки - три метра. Располагаться сооружение будет под улицей Ленина. Стоимость возведения тоннеля составит 1,8 миллиарда рублей. Рыть котлован для подземных сооружений будут методом Top-Down (сверху - вниз). При таком способе не нужно перекрывать целиком улицу Ленина. Проезд машин будет перекрыт частично - сначала с одной стороны дороги, затем с другой…

-Сразу одно возражение - сейчас три полосы улицы Калинина обеспечивают трафик налево-на улицу Ленина в сторону «Дальэнергомаша, направо – к площади Славы, и прямо- в сторону улицы Пионерской. Застройщик же предполагает проезд только прямо.

А на улицу Ленина проехать можно будет только по улице Фрунзе и Тургенева? Или   миновав улицу Ленина, развернуться и снова выехать на Ленина через загруженную улицу Запарина? Это создаст значительные неудобства для   автомобилистов.

Далее. Тоннель можно бурить или проходческим щитом – тогда его диаметр будет 6 метров, это всего две полосы движения. Или прокопать большую траншею, соорудить бетонный короб, и засыпать сверху землей. Сколько времени в этом случае улицы Калинина и Ленина будут закрыты для полноценного движения-   сообразит каждый водитель. И какие неудобства в этом случае ожидают горожан, даже если одновременно перекрывать лишь половину улицы Ленина.

Но под улицами Калинина и Ленина еще проложены и магистральные   трубы- канализации, горячей и холодной воды, связи. Куда их переносить и за чей счет?

Какие технические условия выставят застройщику тепловики? Расширить магистральный водовод диаметром с 800 до 1000 миллиметров? А откуда возьмут дополнительное тепло? Вполне могут, подсчитав, предложить застройщику провести линию до водогрейной ТЭЦ-2. Сколько это будет стоить? Подкачка холодной воды от имеющейся перегруженной линии в небоскреб также может «посадить» окрестные дома на «сухой паек».

Отвод фекально-хозяйственных стоков от небоскреба по имеющейся старой канализационной трассе может привести к ее перегрузке и подтоплению нижестоящих домов по улицам Калинина, Фрунзе, Уссурийскому бульвару и другим. Какие техусловия выставил Водоканал? И сколько будет стоить расширение трассы? И за чей счет? Надо продумать и   усиление ливневой канализации от небоскреба.

Теперь об электроснабжении. Как отмечалось в одной из публикаций СМИ, энергетики предложили застройщику для запитывания небоскреба возвести трансформаторную подстанцию в районе улицы Лермонтова. А оттуда, получается, надо будет высоковольтный кабель вести до небоскреба? Это несколько километров канавы по улице Ленина, где десятилетиями под землей складывалась густая сеть коммуникаций – связистов, РТРС, Минобороны, энергетиков и других ведомств. А на поверхности- газоны, тротуары, большие деревья. Удобно ли это будет для жителей, согласны ли владельцы сетей, и главное - за чей счет это удовольствие?

Далее- шестиэтажный подземный паркинг под небоскребом, предусматриваемый застройщиком. Шпунтовые сваи держат грунт только на два этажа парковки. Значит, надо строить монолитную железобетонную подпорную стену, способную выдержать давление грунта и 9-этажного жилого дома по соседству.

-Как возможные застройщики небоскреба учтут интересы жильцов окрестных домов?

-По Градостроительному кодексу, жильцам должна обеспечиваться инсоляция-   ежедневно не менее двух часов солнечного света в каждой квартире. Я не знаю, проводилось ли обследование с целью изучить возможное затенение будущим небоскребом квартир соседнего дома. А расстояние от участка застройщика до торца ближнего дома № 3 всего 9,5 метров- это меньше норматива. Даже для пожарного проезда нужно больше- ведь технику пожаротушения надо еще и развернуть. Тесновато. С жильцами нужно провести общественные слушания о предстоящей реализации проекта - слушания с ними провели. Жители домов по улице Фрунзе. 1 и 3- «против» небоскреба. Правда, последнее слово все равно остается за застройщиком- так по закону.

Положительное заключение Главгосэкспертизы (или вневедомственной), не сомневаюсь, проект получит. Далее застройщик должен пакет документов - их перечень нормативами  определен- предоставить в профильный департамента мэрии, и в течение 10 дней ему обязаны выдать разрешение на строительство. Таков порядок.

- Прежде чем приступить к возведению этого амбициозного проекта, застройщикам потребуется соорудить вспомогательную инфраструктуру. Тут будут завод для производства сверхпрочного и сверхпластичного супербетона, центр разгрузки и сборки сверхдлинных  металлических конструкций и специальной арматуры, склад. После окончания строительства небоскрёба, вспомогательное производство ликвидируют. А на освободившемся месте планируют возвести курорт с гостиницей и аквапарком…

-Да кто же позволит возводить бетонный завод в водоохранной зоне! Значит, удорожается логистика доставки бетона. А возводить курорт в бывшей промзоне, путь даже рекультивированной- все равно, что на бывшей свалке.

Далее. От набережной реки, куда по воде будут доставляться модули будущего небоскреба,      их предполагается транспортировать по ночам до места сборки. Такой опыт в Хабаровске имеется- одно из новых медицинских зданий сооружали именно таким способом. Правда, только до   третьего этажа, но не это главное. Главное- стоимость   сборного каркаса здания составляет обычно до 50 процентов всей стоимости сооружения. А откуда будут привозить рекой эти модули? По моему мнению, из-за рубежа. Да еще 10 процентов от сметы за проектно-сметную документацию. В результате 60 процентов от всей сметы- напомню, она составляет 220 миллионов долларов- уйдут за границу в качестве оплаты. А если санкции, форс-мажор? Одно дело- наладить производство таких уникальных изделий в Хабаровске, тогда это использование зарубежного опыта, инновации. Ведь небоскреб признан приоритетным инвестиционным проектом для региона. Но если больше 100 млн. долларов отправляется за рубеж -   в какую экономику инвестиции этого инвестпроекта?

В общем, я обозначил   возможные «подводные камни» в ходе  реализации   проекта этого небоскреба. Главное, чтобы  он был построен в полном объеме в наиболее  удобном  и для города, и для инвесторов месте.  А иначе может оказаться, что денег на все не хватит, и, по моему мнению,  может быть построена  лишь «свечка», классическая «точечная застройка». А все остальное- по временной схеме,  как говорят строители-  по второй очереди. Мой опыт говорит, что «вторая очередь» в таком случае  не  строится никогда. И город может остаться с уникальным зданием-«свечкой»,, но с проблемами  в транспортной, коммунальной сфере, с недовольными жителями.

.

Фото автора 

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика